Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БИОЛИКА" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение расходных материалов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2023 году (изв. N 0156100007821000103),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100007821000103 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение расходных материалов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2023 году. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 349 294,84 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 5897/23 от 15.06.2023) рассмотрение обращения было назначено на 19.06.2023 в 17:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:30 ч. 20.06.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.12.2021 г. между Заказчиком и ООО "БИОЛИКА" заключен контракт N 01561000078210001030001 на приобретение расходных материалов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2023 году на сумму 5 349 294,84 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 31.05.2023 г. Заказчиком было принято и размещение в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку расходных материалов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2023 году (далее - Товар), указанных в Спецификации поставляемого товара (Приложение к настоящему Контракту), в соответствии с условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных Товаров.
3.1. Поставка товара осуществляется в течение 60 календарных дней с момента направления заявки на официальный E-mail Поставщика не более трех раз в течение срока действия государственного контракта. Срок направления последней заявки не позднее 30 сентября 2023 года.
6.1. Заказчик вправе:
6.1.1. Требовать от Поставщика:
- поставки качественного Товара;
- предоставления информации по вопросам, касающимся поставляемого Поставщиком Товара.
6.1.2. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
6.1.3. Требовать от Поставщика своевременного устранения выявленных недостатков товара.
6.4. Поставщик обязан:
6.4.1. Поставить товар в сроки и количестве, предусмотренные Контрактом.
6.4.2. Обеспечивать соответствие товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
6.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 463, абзацем вторым ст. 464, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- отказ Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы к нему;
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены до окончательного срока поставки товара, указанного в п. 3.1 Контракта.
10.5. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.05.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 14.06.2023 г. Информация об ООО "БИОЛИКА" направлена в адрес Пермского УФАС России 14.06.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик, в нарушение п. 3.1. и других условий Контракта, не поставил товар в полном объеме надлежащего качества.
Исходя из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 1/4786 от 31.05.2023 г.) следует, что 31.01.2023 г. в адрес Поставщика направлена заявка на поставку товара, указанного в Спецификации поставляемого товара в пунктах NN 1-7 (исх. 7/986 от 31.01.2023).
07.02.2023 г. Поставщиком поставлен товар, указанный в пунктах NN 5,6 Спецификации поставляемого товара, на сумму 1 382 019 рублей 54 копейки, принятый ГУ МВД России по Пермскому краю актом приема-передачи товара от 03.03.2023 г.
01.04.2023 г. истек срок поставки товара, указанного в заявке (исх. 7/986 от 31.01.2023), по позициям NN 1-4,7 Спецификации поставляемого товара на сумму 3 967 275 рублей 30 копеек.
20.04.2023 г. - Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. 16/684 от 20.04.2023), в котором предлагалось осуществить поставку оставшейся части Товара указанного Спецификации по позициям NN 1-4,7 до 10.05.2023.
11.05.2023 г. - Поставщик направил в адрес Заказчика уведомление (исх. 11-05/23 от 11.05.2023 г.) о невозможности исполнения обязательств по Контракту, в части поставки оставшейся части Товара указанной в Спецификации, вызванных действиями обстоятельств непреодолимой силы, при этом каких-либо документов из компетентных органов, подтверждающих возникновение указанных обстоятельств, препятствующих исполнению условий Контракта, представить не могут, и рассмотрения возможности о расторжении контракта по соглашению сторон.
18.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. 16/835 от 18.05.2023 г.), в котором предлагалось осуществить поставку оставшейся части Товара указанного в Спецификации по позициям NN 1-4,7 до 29.05.2023 г.
По состоянию на 29.05.2023 г. поставка оставшейся части товара по заявке (исх. 7/986 от 31.01.2023 г.), не осуществлена.
В отношении принятого Заказчик решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "БИОЛИКА" пояснило следующее.
1) Согласно Спецификации к Контракту продукция подлежала поставке под товарным знаком: Applied Biosystems.
По сведениям Государственного реестра товарных знаков, товарный знак Applied Biosystems зарегистрирован за N 794613, а его правообладателем является Эпплайд Байосистемс, ЛЛК, 180 Ойстер Пойнт Блвд., Южный Сан-Франциско, штат Калифорния 94080, Соединенные Штаты Америки (US). По имеющимся сведениям, в 2008 г. Applied Biosystems объединилась с Invitrogen, образовав Life Technologies, которая была приобретена Thermo Fisher Scientific в 2014 г. Таким образом, указанная группа компаний является аффилированной и товарный знак Applied Biosystems находится под контролем Thermo Fisher Scientific Inc.
В подтверждение указанного Поставщик направил в адрес Комиссии копию письма от Thermo Fisher Scientific Inc jn 03.03.2023 г.
Обстоятельства форс-мажора выразились в прекращении Thermo Fisher Scientific Inc. продажи и производства продукции на территории Российской Федерации, в том числе в ликвидации официального представительства Thermo Fisher Scientific Inc. в России - АО "Термо Фишер Сайентифик", - в связи с введением в США торгового эмбарго с 11.03.2022 г. (момент вступления в действие запретительных мер властей США) и по текущий момент.
Поставщик направил в адрес Комиссии письмо АО "Термо Фишер Сайентифик" от 11.07.2022 г., в котором указано, что а компания не может выполнить заказ на поставку по счету N. 0022730017, 0022100402, 0022730032, 0022100215, 0021103225, 0021103293, 0022100340, 0021230516.
Кроме того, согласно письму АО "Термо Фишер Сайентифик" от 28.10.2022 г. ввоз продукции Thermo Fisher Scientific на территорию Российской Федерации был приостановлен, начиная с 09.03.2022 г.
2) Поставщик также пояснил, что торгово-промышленная палата Российской Федерации приостановила рассмотрение заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования (Письмо ТПП РФ от 22.03.2022 N ПР/0181 "О приостановлении рассмотрения заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования").
Таким образом, на текущий момент не представляется возможным предоставить заключение уполномоченной торгово-промышленной палаты.
3) Также ООО "БИОЛИКА" направляло запросы в следующие организации ООО "БиоЛайн" (исх. N б/н от 14.02.2023 г.), ООО "БМТ" (исх. N б/н от 14.02.2023 г.), ООО "Квадрос-Био" (исх. N б/н от 13.02.2023 г.), ООО "Лакопа" (исх. N б/н от 14.02.2023 г.), ООО "Профилаб" (исх. N б/н от 14.02.2023 г.).
Согласно ответов от указанных Поставщиков требуемый к поставке товар (позиции 1-4,7 спецификации) поставить не представляется возможным, поскольку Компания Thermo Fisher прекратила свою работу на территории Российской Федерации и официально ее продукция не поставляется в Россию.
Следовательно, данные действия по поиску поставщика, на складе которого имеется необходимое Заказчику медицинское оборудование, направлены на исполнение взятых по Контракту обязательств.
Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС (реестровый номер N 1590414049821000126), Поставщик часть товара по Контракту поставил, что подтверждается следующими документами: товарной накладной N 51 от 02.02.2023 г., подписанной 03.03.2023 г.; заключением о приемке товаров от 03.03.2023 г.; платежным поручением N 889897 от 10.03.2023 г. на сумму 1 382 019,54 руб.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт поставки части товара (5,6 позиции спецификации) по Контракту ООО "БИОЛИКА", предусмотренного условиями Контракта.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных ООО "БИОЛИКА" обязательств - 1 382 019,54 руб.
Таким образом, совокупность действий Поставщика были направлены на добросовестное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Поставщика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "БИОЛИКА" с 2021 г. исполнило 639 Контрактов.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Кроме того, согласно Информационному письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 417" если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
- политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
- иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "БИОЛИКА" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "БИОЛИКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2023 г. N РНП-59-185
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023