Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, главный специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СИДДХИ" на действия заказчика МБОУ "Шушенская средняя общеобразовательная школа N1" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБОУ "Шушенская СОШ N1", размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300016823000070, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 15.06.2023 года в 11 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителей заказчика, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, заказчиком утвержден ненадлежащий порядок оценки заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБОУ "Шушенская СОШ N1".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства N2604.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 31 Положения Постановления Правительства N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения Постановления Правительства N2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения Постановления Правительства N2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения Постановления Правительства N2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению Постановления Правительства N2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения Постановления Правительства N2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению Постановления Правительства N2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения Постановления Правительства N2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения Постановления Правительства N2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно критериям оценки заявок приложения N3 "Инструкция по заполнению и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлено: "оценка производится на основании представленных участником документов, подтверждающих исполнение контрактов/договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту кровли зданий".
При этом анализ описания объекта рассматриваемой закупки позволил Комиссии установить, что в состав закупаемых работ включены, в том числе следующие работы:
- Разборка покрытий кровель из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов;
- Разборка деревянных элементов конструкций крыш обрешетки из брусков с прозорами;
- Разборка слуховых окон прямоугольных односкатных;
- Ремонт деревянных элементов конструкций крыш смена стропильных ног из досок;
- Ремонт штукатурки наружных столбов, прямоугольных колонн и пилястр с земли и лесов по камню и бетону: цементно-известковым раствором гладких толщиной слоя до 20 мм;
- Демонтаж зонтов над шахтами из листовой стали прямоугольного сечения периметром 4000 мм;
- Установка зонтов над шахтами из листовой стали прямоугольного сечения периметром 4000 мм;
- Устройство слуховых окон;
- Укладка ходовых досок;
- Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения: показателей пожарной опасности древесины Г1, РП1, В1, Д2, Т2, по НПБ 244 и для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины по ГОСТ 12.1.044;
- Укладка по фермам прогонов: из брусьев (обрешетка);
- Монтаж кровельного покрытия: из профилированного листа при высоте здания до 25 м;
- Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали;
- Устройство металлической водосточной системы: колен;
- Устройство металлической водосточной системы: воронок;
- Устройство металлической водосточной системы: прямых звеньев труб;
- Устройство желобов подвесных;
- Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали;
- Ограждение кровель перилами;
- Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: Погрузка мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3;
- Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км: II класс груза;
Вышеуказанные работы невозможно характеризовать, как "устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации", а скорее как "восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом", что относится к капитальному ремонту капитального строительства.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки закупаются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, и, как следствие, заказчику надлежит руководствоваться требованиями подпункта "в" пункта 31 положения о правилах оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства N 2604.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в качестве опыта исключительно договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту кровли зданий, поскольку указания детализирующих предметов контракта недопустимо. Как было указано ранее в соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Положения Постановления Правительства N2406 к оценке заказчиком принимаются исключительно исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта), линейный объект, за исключением автомобильной дороги, автомобильная дорога, особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства, объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Данный перечень является закрытым, иному толкованию не подлежит.
Указанная позиция также отражается в Решениях Арбитражного суда Красноярского рая по делам N А33-19714/2022, N А33-19715/2022, N А33-19716/2022.
Ввиду изложенного довод подателя жалобы является обоснованным.
Таким образом, при формировании извещения заказчиком допущены нарушения статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Сиддхи" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 10 дней, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
А.Н. Пшенникова
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 июня 2023 г. N 024/06/106-1649/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023