Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ФКУ "ИК N 11 УФСИН России по Кировской области по доверенности от 05.05.2023 г.;
рассмотрев материалы ФКУ "ИК N 11 УФСИН России по Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
13.06.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение от ФКУ "ИК N 11 УФСИН России по Кировской области" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Нотфуллин Ильшат Гумарович в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание транспортных услуг (извещение N 0340100003223000002).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 19.06.2023 г. стороны извещены надлежащим образом. ИП Нотфуллин Ильшат Гумарович, извещенный о времени и месте рассмотрения материалов РНП, явку представителя не обеспечил, письменных пояснений, ходатайств не направил.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу п.п. "а" п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, при этом:
- орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
- поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что ИП ненадлежащим образом исполнялись обязательства по оказанию транспортных услуг, а именно: Заказчиком направлялись Исполнителю заявки, которые были исполнены не в полном объеме и с нарушением, предусмотренных Контрактом сроков. Нарушение обязательств по Контракту индивидуальным предпринимателем привело к нарушению исполнения контрактов, заключенных Заказчиком в рамках государственного оборонного заказа и начислению неустойки. 23.05.2023 г. Заказчиком сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 05.06.2023 г.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.02.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 847 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 8 заявок, победителем признан ИП Нотфуллин Ильшат Гумарович, заявка которого соответствует требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке, а также предложивший наименьшую цену контракта - 2 095 765,00 руб.
29.03.2023 г. между Заказчиком и ИП Нотфуллин Ильшат Гумарович заключен контракт на оказание транспортных услуг (далее - Контракт) по цене 2 095 765,00 руб. (снижение НМЦК - 26.39 %).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать транспортные услуги по перевозке грузов (крупа, мука, обувь), для нужд Государственного заказчика, а Государственный заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Услуги должны оказываться в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N1 к настоящему Контракту), и других действующих нормативных документов, регламентирующих деятельность в данной области оказания Услуг.
В силу п. 2.1.1 Контракта Исполнитель обязан предоставить на погрузку транспортное средство в технически исправном состоянии, соответствующим санитарным нормам, заправленное необходимым горюче-смазочным материалом, в часы, указанные Государственным Заказчиком в заявке.
Согласно п. 2.3.6 Контракта Государственный заказчик обязан не позднее одного календарного дня до начала оказания услуг направить Исполнителю заявку, которая должна содержать: дату, время и место прибытия транспортного средства на погрузку, характер груза, вид упаковки, адрес Государственного заказчика, контактные телефоны лиц, ответственных за погрузку и получение груза. Заявка заверяется подписью ответственного лица и печатью Государственного заказчика.
В силу п. 4.3 Контракта услуги оказываются согласно заявки Государственного заказчика. Заявка направляется Исполнителю за 1 (один) календарный день до даты оказания услуг и должна содержать следующие сведения: дату, время и место прибытия транспортного средства на погрузку, характер груза, вид упаковки, маршрут, пункт погрузки-разгрузки, протяженность пути (в километрах), наименование груза и его количество, адрес Грузополучателя, контактные телефоны лиц, ответственных за погрузку и получение груза. Заявка может быть подана в письменной форме, факсимильным способом, либо в форме электронного документа.
Приложение N 1 к Контракту установлены следующие характеристики оказываемых услуг:
N п/п |
Наименование услуг |
Характеристики услуг |
Количество услуг |
1. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (мука). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада УФСИН России по Вологодской области, г. Вологда, ул. Левичева, д. 1. Характер груза: мука. Грузоподъемность рейса составляет не менее 20 тонн. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью - не менее 20 тонн, с боковой или с задней загрузкой, закрытый, объем кузова автомобиля - не менее 82 м3. Наличие санитарного паспорта автомобиля. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 8 условных единиц (составляет 780 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону |
2. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (муки, крупы). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада ФКУ УФСИН России по Мурманской области, г. Мурманск, ул. Угольная база, д. 9. Характер груза: мука, крупа. Грузоподъемность рейса составляет не менее 20 тонн. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью - не менее 20 тонн, с боковой или с задней загрузкой, закрытый, объем кузова автомобиля - не менее 82 м3. Наличие санитарного паспорта автомобиля. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 13 условных единиц (составляет 2190 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону. |
3. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (муки, крупы). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада УФСИН России по Кировской области, г. Киров, ул. Славы, д. 14. ( Коминтерн). Характер груза: мука, крупа. Грузоподъемность рейса составляет не менее 20 тонн. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью - не менее 20 тонн, с боковой или с задней загрузкой, закрытый, объем кузова автомобиля - не менее 82 м3. Наличие санитарного паспорта автомобиля. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика |
всего - 17 условных единиц (составляет 69 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону. |
4. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (обуви). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада ВИПЭ ФСИН, г. Вологда, ул. Щебина, д. 2. Характер груза: обувь. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью не менее 345 килограмм и объемом 4,7м3. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 1 условных единиц (составляет 780 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону |
5. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (обуви). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада УФСИН России по Республике Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 12/20 Характер груза: обувь. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью не менее 464 килограмм и объемом 6,3м3. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 1 условных единиц (составляет 420 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону. |
6. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (обуви). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада УФСИН России по Владимирской области, г. Владимир, ул. Диктора Левитана, д. 41. Характер груза: обувь. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью не менее 774 килограмм и объемом 3,2м3. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 1 условных единиц (составляет 840 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону. |
7. |
Транспортные услуги по перевозке грузов продукции: (обуви). |
Перевозка груза осуществляется от склада "Государственного заказчика": ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, 613040 до склада ВКОУВО Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж, ул. Иркутская, д. 1а. Характер груза: обувь. Транспортное средство: автомобиль грузоподъемностью не менее 332 килограмм и объемом 2,8м3. Сроки оказания услуг: с момента заключения государственного контракта до 31.12.2023 года, по заявке заказчика . |
всего - 1 условных единиц (составляет 1330 км в одну сторону), транспортная услуга оказывается в одну сторону. |
09.03.2023 г. Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена заявка N 120 о необходимости оказания транспортных услуг 13,14,15,16 марта 2023 г. по адресам: г.Мурманск, г.Киров, г.Вологда в общем количестве 6 рейсов.
20.03.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 121 о необходимости оказания транспортных услуг с 21.03.2023 по 23.03.2023 г.,22, 23 марта 2023 г. по адресам: г.Мурманск, г.Киров, г.Вологда в общем количестве 8 рейсов (из которых 3 рейса с предыдущей заявки).
28.03.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 122 о необходимости оказания транспортных услуг 29 марта 2023 г. по адресам: г.Мурманск, г.Киров, в общем количестве 4 рейса.
03.04.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 123 о необходимости оказания транспортных услуг 04,05,11,17 апреля 2023 г. по адресам: г.Мурманск, г.Киров, г.Вологда в общем количестве 11 рейсов.
Указанные заявки надлежащим образом в полном объеме не исполнены.
В соответствии с п. 9.4 Контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ определено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 04.04.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта, а именно: по заявке от 09.03.2023 г. 5 транспортных средств представлены с просрочкой, 1 транспортное средство не представлено; по заявке от 20.03.2023 г. 2 транспортных средства представлены с просрочкой, 3 ТС - не представлены.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 04.04.2023 г., что свидетельствует о надлежащем уведомлении о принятом Заказчиком решении.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
06.04.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 124 о необходимости оказания транспортных услуг 11 апреля 2023 г. в количестве 1 рейс в Республику Татарстан.
12.04.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 124 о необходимости оказания транспортных услуг в количестве 8 рейсов в г. Мурманск.
В связи с оказанием транспортных услуг индивидуальным предпринимателем 06.04.2023 г. в г. Мурманск на сумму 120000,00 руб. на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.04.2023 г.
02.05.2023 г. Заказчиком направлена заявка N 128 о необходимости оказания транспортных услуг 03,04 мая 2023 г. в количестве 2 рейсов по г. Кирову.
23.05.2023 г. Заказчиком вновь принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением его условий, поскольку Исполнителем не были представлены транспортные средства в полном объеме в соответствии с заявками от 09.03.2023 г., 20.03.2023 г., 03.04.2023 г., 12.04.2023 г., 02.05.2023 г. для перевозки сельскохозяйственной продукции (мука, крупы).
Согласно информации из Единой информационной системы решение Заказчика вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым с 05.06.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает в числе прочего и возможные экономические потери. Вступая в коммерческие отношения, субъект самостоятельно принимает экономически значимые решения и, как правило, действует в ситуации неочевидности.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на оказание транспортных услуг для исполнения своих обязательств по государственным оборонным заказам, следовательно, ИП не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Предмет контракта имеет особое социальное значение, в связи с чем ненадлежащее исполнение Контракта нарушает интересы общества и государства.
Исполнитель, извещенный о рассмотрении материалов РНП, пояснения и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта в полном объеме, не представил. Также не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
При участии в закупке действия ИП по значительному снижению НМЦК (более 26.39 %) могли привести к ненадлежащему исполнению Контракта.
Таким образом, на момент заключения контракта Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении общества при исполнении Контракта.
Недобросовестность поведения подтверждается также включением данного Исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (N 23003543).
Согласно п.п. б) п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Исполнителем нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП. Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП:
1) Наименование: ИП, ОГРНИП: ИНН:, Дата присвоения ОГРНИП: 20.04.2021;
2) дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта - 13.03.2023 года; ИКЗ: 231434101786943120100100170014941244;
3) основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта от 23.05.2023 года, вступившее в законную силу 05.06.2023 г.
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.06.2023 |
14.06.2023 |
13.06.2023 |
0 |
13.06.2023 |
20.06.2023 |
19.06.2023 |
0 |
22.06.2023 |
21.06.2023 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 июня 2023 г. N 043/10/104-611/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023