Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Заказчика - Яфарова М.М.;
От Подрядчика- Жабокрик И.Л.;
От уполномоченного органа- Петров А.В.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТРЭК" (ИНН 7720882292) на действия Заказчика- Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" (ИНН 6506008220) при проведении электронного аукциона по объекту: "Приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья" (извещение N 0161300001723000100).
УСТАНОВИЛА:
08.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия Заказчика, который допустил нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены, ввиду того что Заказчик неправомерно отказался от заключения контракта с победителем электронного аукциона.
25.05.2023 года Администрацией муниципального образования городской округ "Охинский" размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья" (извещение N 0161300001723000100).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 800 898,00 рублей.
В соответствии с пунктом 7 описания объекта закупки, Заказчиком установлены требования к жилому помещению: Год ввода жилого дома в эксплуатацию: не ранее 2021 г.
ООО "Интрэк" была подана заявка на участие в электронном аукционе, согласно которой, заявителем в составе заявки указан год ввода жилого дома в эксплуатацию 2021 г.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.06.2023, на участие в электронном аукционе подано две заявки участников, которые признаны соответствующими требованиям, указанным в извещении. Победителем аукциона признана заявка с идентификационным номером 30 (ООО "Интрэк").
06.06.2023 Заказчиком опубликован протокол об отказе от заключения муниципального контракта с победителем аукциона, в качестве основания указанно: "Победитель электронного аукциона, указал недостоверную информацию в подданной им заявке, а именно недостоверно указал год ввода жилого дома в эксплуатацию и тип жилого здания, что не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе) и извещению о закупки и является основанием для отказа от заключения контракта.
В качестве документа подтверждающего факт предоставления ООО "Интрэк" недостоверной информацией, Заказчиком представлено письмо Администрации Анивского городского округа, согласно которому в 2021 году многоквартирные дома панельного типа постройки в эксплуатацию на территорию с. Троицкое Анивского ГО не вводились.
Согласно пояснениям Общества, в составе своей заявки указали год ввода жилого дома в эксплуатацию в виду технической ошибки не верный. Фактически жилой дом для предоставления жилого помещения Заказчику только планируется к постройке.
В соответствии с ч.9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, содержащиеся в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Протокол об отказе от заключения контракта содержит основания отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренные ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, поскольку положения закона о контрактной системе не содержат оснований для отказа от заключения контракта в случае предоставления недостоверных сведений в составе заявки, Заказчик в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, довод Заявителя Комиссия Сахалинского УФАС признает обоснованным, а заказчик нарушившим ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что второй участник закупки, которому после вынесения протокола об отказе от заключения контракта с ООО "Интрэк" направлен проект контракта для подписания, ООО "СК-Эннки" в составе своей заявки указал год ввода жилого дама в эксплуатацию: 2022 г. Вместе с тем, согласно ответу Администрации Анивского городского округа, в 2022 году указанные объекты в эксплуатацию не вводились.
В соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Сахалинского УФАС России выявила нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, а именно:
Согласно описания объекта закупки, целью электронного аукциона является "Приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья". Местоположение жилого помещения (квартиры): Российская Федерация, Сахалинская область, Анивский городской округ, с. Троицкое.
В соответствии с Проектом муниципального контракта Заказчик является "Покупателем".
Предметом является приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья, в рамках мероприятия "Обеспечение населения муниципального образования городской округ "Охинский" качественным жильем" - одно жилое помещение (квартира) (далее - квартира) в границах муниципального образования "городской округ "Анивский". В соответствии с условиями настоящего Контракта Продавец обязуется передать, а Покупатель принять объект, указанный в п. 1.1 контракта в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью Контракта. Квартира передается Покупателю вместе с долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в котором будет расположена квартира, в соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РФ. Состав общего имущества, а также порядок определения долей, установлен ст. 36-37 ЖК РФ.
Цена контракта на приобретение квартиры включает в себя все расходы Продавца по исполнению контракта, в том числе: стоимость кадастровых работ в целях регистрации объекта, государственной регистрации перехода права собственности, расходы на страхование, уплату всех таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, выплаченных или подлежащих выплате в соответствии с законодательством РФ, а также иные расходы Продавца, связанные с исполнением настоящего Контракта; Цена Контракта подлежит уменьшению, если по результатам кадастрового учета, площадь приобретаемой квартиры составит менее ее площади, указанной в приложении N 1 к Контракту. Стоимость такой квартиры снижается пропорционально уменьшению площади такой квартиры, указанной в приложении, что в свою очередь, влечет изменение цены контракта в сторону уменьшения; Если по результатам кадастрового учета площадь квартиры составит более её площади, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту, то цена такой квартиры изменению не подлежит.
Также Предусмотрено авансирование в размере 30 % цены контракта, что составляет __________ (____________) рублей ___ копеек. Оплата аванса по контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств соответствующего финансового года, путем перечисления денежных средств на счет Продавца, в течение 7 рабочих дней с даты предоставления счета.
Срок совершения государственной регистрации перехода права собственности на объект от Продавца к Покупателю не позднее 22 ноября 2023 года. Продавец обязуется совершить все необходимые действия и представить (передать) Покупателю требуемые документы в соответствии с настоящим Контрактом и документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности, в согласованный Сторонами срок. Обязательства Продавца по настоящему Контракту считаются исполненными после подписания Сторонами передаточного акта и государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
В течение одного рабочего дня после осмотра квартиры стороны согласовывают дату совместного обращения для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру от Продавца к Покупателю.
Таким образом, исходя из условий Технического задания и Проекта контракта, в частности предмета контракта, сроков поставки, условий о цене контракта, авансирования, и порядка передачи объекта, можно прийти к выводу, что приобретаемый объект (квартира) на момент размещения закупки и заключения контракта не имеется у продавца, а именно здание в котором будет располагаться квартира не построено (не введено в эксплуатацию, не стоит на кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства).
Фактически реальной целью проведения аукционов является получение квартир, которые будут созданы в будущем (в многоквартирном жилом доме, строительство которого должно быть осуществлено в с. Троицкое с характеристиками, согласно Техническому заданию), в том числе, за счет авансирования предусмотренного в контрактах.
В Законе о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что подход в проведении закупок на приобретение квартир в будущем на условиях указанных в извещении аукционов, противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок.
По мнению Комиссии участник закупки (в последующем продавец) на этапе подачи заявок на участие в аукционе(ах) должен обладать реальным объектом недвижимости с характеристиками указанными в Техническом задании.
В этой связи, в целях соблюдения основных принципов Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым формировать извещение о закупке с учетом следующих требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определены правила получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
Ч. 1 ст. 52 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 52 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
П. 12 ч. 3 ст. 52 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в том числе технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно ч. 3.6. ст. 52 ГрК РФ в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию застройщиком указываются:
1) согласие застройщика на осуществление государственной регистрации права собственности застройщика на построенные, реконструированные здание, сооружение и (или) на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места в случае, если строительство, реконструкция здания, сооружения осуществлялись застройщиком без привлечения средств иных лиц;
2) согласие застройщика и иного лица (иных лиц) на осуществление государственной регистрации права собственности застройщика и (или) указанного лица (указанных лиц) на построенные, реконструированные здание, сооружение и (или) на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места в случае, если строительство, реконструкция здания, сооружения осуществлялись с привлечением средств иных лиц;
3) сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;
4) адрес (адреса) электронной почты для связи с застройщиком, иным лицом (иными лицами) в случае, если строительство или реконструкция здания, сооружения осуществлялись с привлечением средств иных лиц.
Вместе с тем, в ч. 3.9 ст. 52 ГрК РФ указано, что положения части 3.6 указанной выше статьи не применяются:
1) при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, строительство, реконструкция которых осуществлялись с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, построенного, реконструированного жилищно-строительным кооперативом;
2) в случае, если на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами), указанными в части 3.6 настоящей статьи, не достигнуто соглашение о возникновении прав на построенные, реконструированные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 52 ГрК РФ).
В ч. 10.1 ст. 52 ГрК РФ указано, что обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о государственной регистрации.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Законом о государственной регистрации требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (ч. 11 ст. 52 ГрК РФ).
В ч. 1 ст. 1 Закона о государственной регистрации указано, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации).
В п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации указано, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе технический план (при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства)
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о государственной регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 28 Закона о государственной регистрации).
Учитывая изложенное, а также нормы законодательства о контрактной системе, градостроительного законодательства, законодательства о государственной регистрации недвижимости, Комиссия приходит к выводу, что в целях соблюдения п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка участника закупки должна содержать один или несколько документов, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как объектом закупки аукциона(ов) является квартира(ы) расположенная(ыи) в новом жилом доме, следовательно у участника закупки на момент подачи заявки на участие в закупке должен имеется документ что квартира расположена в новом жилом доме.
Таким образом, Заказчику надлежит включать в извещении об аукционе требование о предоставлении документа (ов), подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например: (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и (или) технический план, и (или) выписку из ЕГРН на многоквартирный дом).
В связи с тем, что в извещениях об аукционах отсутствовали требования о предоставлении документов, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Заказчик признается нарушавшим п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТРЭК" (ИНН 7720882292) на действия Заказчика- Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" (ИНН 6506008220) при проведении электронного аукциона по объекту: "Приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья" (извещение N 0161300001723000100) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" (ИНН 6506008220) нарушившим, ч. 9 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - Комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" (ИНН 6506008220) выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 июня 2023 г. N 065/06/106-417/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023