Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя комиссии |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела <_>, |
|
членов комиссии:
в присутствии (с использованием системы видеоконференцсвязи): |
- заместителя начальника отдела <_>, - специалиста-эксперта <_>,
- от Агентства государственных закупок Ульяновской области: - <_> (доверенность N 34 от 09.01.2023 г.), - от ОГКП "Ульяновский областной водоканал": - <_> (доверенность N 39 от 16.06.2023 г.), - от ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив": - <_> (доверенность N 2/2022 от 04.08.2022 г.), |
рассмотрев дело N 073/06/106-365/2023 по жалобе ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168500000623002078 (наименование объекта закупки - "Проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год."; заказчик - Областное государственное казённое предприятие "Ульяновский областной водоканал" (далее - заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее - уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта - 116 666,67 руб., дата подведения итогов 06.06.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 3427-ЭП/23 от 09.06.2023 г. (дата размещения в ЕИС - 09.06.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168500000623002078.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя жалобы, комиссией по осуществлению закупок нарушен установленный порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки", так как оценка проводилась без учета установленных заказчиком в порядке оценки предельных максимальных значений оцениваемых показателей, что привело к нарушению подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, принципа обеспечения конкуренции и неправильному определению победителя открытого конкурса в электронной форме.
Вх. N 3532-ЭП/23 от 16.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что решение каждого члена комиссии в отношении результата оценки заявок участников отражены в протоколе подведения итогов электронного конкурса от 06.06.2023 г., в связи с чем уполномоченным органом положения Закона о контрактной системе не нарушены.
Вх. N 3538-ЭП/23 от 16.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.
При рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме комиссия заказчика руководствовалась порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом ООО "Аудиторская Фирма "ПРОФИ" представила наибольшее количество сведений по нестоимостному критерию.
Кроме того, заказчик ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" в связи с невозможностью обеспечения явки представителей.
На заседании Комиссии 16.06.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы в полном объеме, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 19.06.2023 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.05.2023 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168500000623002078, наименование объекта закупки - "Проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год." (начальная (максимальная) цена контракта - 116 666,67 руб.).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 31.05.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 6 заявок, произведена оценка первых частей заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.06.2023 г. заявки всех участников конкурса признаны соответствующими, произведена оценка вторых частей заявок.
Протоколом от 06.06.2023 г. подведены итоги открытого конкурса в электронной форме N 0168500000623002078.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Согласно пункту 2 Постановления N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Постановления N 2604 в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктами "в" и "д" пункта 24 Постановления N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Пунктом 26 Постановления N 2604 предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела 4 Постановления N 2604 в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела 4 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки".
Приложением к извещению N 0168500000623002078 является, в том числе, файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:
1. Цена контракта - 40%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 20 %;
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки) - 40%.
При этом, в рамках критерия "Квалификация участников закупки" установлены следующие детализирующие показатели:
- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (общее количество исполненных участником закупки договоров) - 30 %;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (наличие у участника закупки в штате аттестованных аудиторов с действующим квалификационным аттестатом аудитора) - 40 %;
- наличие у участников закупки деловой репутации (значение индекса деловой репутации участника закупки) - 30 %.
Согласно порядку оценки заявок заказчиком для расчета баллов по детализирующим показателям критерия "Квалификация участников закупки" установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Постановления N 2604, где для заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, а значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки" (БХi):
где: Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, установленное заказчиком.
Для детализирующего показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки - 60 договоров, а для детализирующего показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки - 12 специалистов.
При этом, согласно пункту 21 Постановления N 2604, если установлены предусмотренные пунктом 20 Постановления N 2604 предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Постановления N 2604 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Таким образом, пункт 21 Постановления N 2604 предусматривает уравнивание оценок, если предложения участников выходят за рамки определенных предельных значений, путем присвоения баллов в размере, установленном для предельного значения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.06.2023 г., опубликованному в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки, комиссией по осуществлению закупок по критерию "Квалификация участников закупки":
- по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (общее количество исполненных участником закупки договоров)" участникам присвоены следующие баллы: участник N 36 (предложение участника - 78) - 0,27 баллов, участник N 246 (предложение участника - 8248) - 30 баллов, участник N 26 (предложение участника - 3) - 0 баллов, участник N 177 (предложение участника - 733) - 2,66 балла, участник N 31 (предложение участника - 942) - 3,42 балла, участник N 71 (ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив", предложение участника - 143) - 0,51 балла;
- по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (наличие у участника закупки в штате аттестованных аудиторов с действующим квалификационным аттестатом аудитора)" участникам присвоены следующие баллы: участник N 36 (предложение участника - 12) - 23,33 балла, участник N 246 (предложение участника - 17) - 40 баллов, участник N 26 (предложение участника - 5) - 0 баллов, участник N 177 (предложение участника - 9) - 13.33 балла, участник N 31 (предложение участника - 13) - 26,67 балов, участник N 71 (ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив", предложение участника - 12) - 23,33 балла;
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В ходе анализа документов и сведений, представленных участниками в составе заявок, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что комиссией по осуществлению закупок оценка заявок по детализирующим показателям критерия "Квалификация участников закупки" произведена без учета требований, установленных в пункте 21 Постановления N 2604 и порядке оценки извещение N 0168500000623002078, в том числе, содержащем установленные заказчиком предельные максимальные значение характеристики квалификации участников закупки.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок нарушают требования подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Учитывая изложенное жалоба ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" является обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Обязать комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов рассмотрения и оценки вторых частей заявок и подведения итогов, составленных в ходе осуществления закупки N 0168500000623002078 и проведения процедуры рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие и подведение итогов в закупке повторно в соответствии с требованиями законодательства и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 073/06/106-365/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии: |
<_> <_> |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19 июня 2023 г. N 073/06/106-365/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023