Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от Заказчика - Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", не подключились к видеоконференцсвязи, извещены,
от ООО "101 "ЭЛЕКТРО" - Королева Виталия Александровича,
рассмотрев обращение заказчика - Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" о включении сведений об ООО "101 "ЭЛЕКТРО" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N. 0317100015223000028 "Светильники светодиодные внутреннего освещения, части ламп" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" о включении сведений об ООО "101 "ЭЛЕКТРО" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N. 0317100015223000028 "Светильники светодиодные внутреннего освещения, части ламп".
В обращении заказчика указано, что участником закупки в рамках процедуры заключения контракта была представлена независимая гарантия несоответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, в связи с чем ООО "101 "ЭЛЕКТРО" был признан уклонившимся от заключения контракта.
Представитель общества пояснил, что при оформлении независимой гарантии тендерным специалистом общества была проверена сумма и срок независимой гарантии. После чего произведена оплата гарантии. Учитывая, что обществом на момент процедуры заключения контракта оформлено более 30 гарантий, тендерным специалистом была упущена информация о том, что независимая гарантия оформлена на обеспечение заявки, а не на обеспечение контракта. При этом, намерения уклонится от заключения контракта у общества не было. Кроме того, ООО "101 "ЭЛЕКТРО" неоднократно участвовало и становилось победителем в закупках, проводимых заказчиком, исполняя контракты в полном объеме и без претензий со стороны заказчика.
Заслушав пояснения представителя общества, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
17.05.2023 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 17.05.2023 N 0317100015223000028
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 N ИЭА1 на участие в закупке была подана в числе прочих заявка ООО "101 "ЭЛЕКТРО", которая была признана соответствующей требованиям извещения, документации (описанию объекта).
По результатам электронного аукциона N 0317100015223000028 ООО "101 "ЭЛЕКТРО" было признано победителем.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен победителю закупки на подпись 31.05.2023 г.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
07.06.2023 г. от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 07.06.2023 г.
Вместе с контрактом победителем размещена информация в подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, выданной ПАО "Совкомбанк" от 07.06.2023 N 2563112.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
В п. 1 независимой гарантии, представленной обществом указано, что настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, независимая гарантия, представленная ООО "101 "ЭЛЕКТРО" не подтверждает предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 1, пп. а) п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Поскольку независимая гарантия, представленная ООО "101 "ЭЛЕКТРО" не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе, он считается уклонившимся от заключения контракта.
08 июня 2023 г. заказчиком размещен протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно пп. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств: участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При рассмотрении обращения было установлено, что независимая гарантия N 2563112 от 07.06.2023 г. обществом оформлена в период процедуры заключения контракта, проект контракта ООО "101 "ЭЛЕКТРО" подписан своевременно.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства обществом осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклонится от заключения контракта до 08.06.2023 г. (дата признания уклонившимся).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "101 "ЭЛЕКТРО".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 июня 2023 г. N РНП-22-109/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023