Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" Б. <_> путем видеоконференции;
от ИП П . <_> Я. <_> путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" о включении сведений об ИП П<_> в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323006931 "Поставка медицинского оборудования (анализатор гематологический)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" о включении сведений об ИП П<_> (далее - Участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323006931 "Поставка медицинского оборудования (анализатор гематологический)".
Представитель Заказчика пояснила, что Участник закупки не подписал проект контракта в регламентированный срок, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Участника закупки пояснила, что подписать проект контракта в регламентированный срок - 07.06.2023 г. стало невозможным в связи с поломкой компьютера. Участник закупки 07.06.2023 г. направил Заказчику гарантийное письмо о поставке товара, получил независимую гарантию для обеспечения исполнения контракта и не имел намерения уклоняться от заключения контракта.
Представитель Участника закупки сообщила, что поломка компьютерной техники никак не связана с подачей Участником закупки при проведении аукциона ценового предложения равного -5 002 475,03 рублей на право заключения контракта в связи с вирусной атакой на компьютер. ИП П<_> имела в наличии денежные средства в размере 5 002 475,03 рублей и была готова их внести на счет Заказчика, однако, в связи с поломкой компьютера не смогла вовремя внести деньги на счет Заказчика.
Заслушав пояснения сторон, Комиссия объявила перерыв в рассмотрении обращения Заказчика для предоставления Участником закупки выписки со счета в подтверждение наличия денежных средств в размере 5 002 475,03 рублей на дату подписания проекта контракта Участником закупки.
После перерыва представитель Участника закупки предоставила договор займа денежных средств у физического лица, а также пояснила, что ИП П<_> не успела положить денежные средства на счет в банке для перевода Заказчику, поскольку сломался компьютер и стало понятно, что в регламентированный срок Участник закупки не сможет подписать проект контракта, рабочий день в банке закончился.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные сведения и документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
10.05.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323006931 "Поставка медицинского оборудования (анализатор гематологический)", а также описание объекта закупки, проект контракта и др. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) - 165 000,00 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.05.2023 г. участником с заявкой N 114256537 (ИП П<_>) было подано ценовое предложение -5 002 475,03 руб. ( на право заключения контракта).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 г. на участие в закупке было подано восемь заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 26.05.2023 г. Заказчиком был направлен Участнику закупки проект контракта на подпись, согласно разделу 2 которого предложение о цене за право заключения контракта составляет 5 002 475,03 (пять миллионов две тысячи четыреста семьдесят пять) рублей 03 копейки. Сумму поставщик вносит на счет Заказчика до подписания Контракта. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления Поставщиком денежных средств на указанный в Контракте расчетный счет Заказчика.
Таким образом, учитывая, что Участником закупки была предложена цена контракта с повышением НМЦК, Заказчиком правомерно был направлен на подпись проект контракта на право заключения контракта с учетом положений пп. "а" п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 02.06.2023 г. Участник закупки направил протокол разногласий.
06.06.2023 г. Заказчик направил Участнику закупки доработанный проект контракта.
08.06.2023 г. 00:00 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 06.06.2023 г.".
08.06.2023 в 16:48 Заказчик разместил в ЕИС протокол признания ИП П. <_> уклонившейся от заключения контракт в связи с неподписанием Участником закупки проекта контракта в регламентированный срок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В регламентированный срок Участником закупки не был подписан проект контракта и не были выполнены требования пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, в связи с чем Участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пп."б", "в" п.14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 ( далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено что :
- участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
- участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно письменным пояснениям ИП П<_> и устным пояснениям ее представителя невозможность подписания контракта в установленный срок была связана с выходом из строя системного блока компьютера, на котором было установлено программное обеспечение КриптоПро CSP в единственном экземпляре и сертификат проверки ключа ЭЦП. В подтверждение данных обстоятельств ИП П<_>. предоставила договор от 07.06.2023 г. с <_> на разовое техническое обслуживание компьютерной техники, акт технического состояния оборудования от 08.06.2023 г., согласно которому в системном блоке компьютера была установлена неисправность в работе материнской платы, которая выдавала нестабильный ток. Платежным поручением от 13.06.2023 г. произведена оплата <_> ремонта материнской платы.
Письмом от 07.06.2023 г. в адрес Заказчика ИП П<_>. гарантировала поставку товара по предлагаемой цене и в срок согласно спецификации контракта.
Письмом от 08.06.2023 г. ИП П<_> проинформировала Заказчика о невозможности подписания контракта в связи с поломкой компьютера (ЭЦП не отображается).
В материалы дела Участником закупки также была представлена независимая гарантия АО Банк СОЮЗ от 07.06.2023 г. N ЭБГ-153524 в качестве обеспечения исполнения контракта.
ИП П<_> был предоставлен договор займа от 07.06.2023 г., согласно которому займодавец - <_> передал заемщику - ИП П<_> денежные средства в пользование в размере 5 200 000 рублей.
Участником закупки было предоставлено две выписки операций по лицевому счету, при этом выписки не подписаны уполномоченным лицом банка. Согласно представленным выпискам на счетах ИП П<_> на дату 07.06.2023 г. находилось 600 017,17 руб. и 254 055, 54 руб.
Согласно пояснениям Участника закупки ИП П<_> не успела внести наличные денежные средства в размере 5 200 000 руб. на счет для последующей оплаты за право заключения контракта в связи с тем, что стало известно о поломке компьютера, стало понятно, что подписать контракт в установленный срок не получится, рабочий день в банке закончился.
Рассмотрев представленные сведения и документы, Комиссия считает, что Участником закупки документально не подтверждена возможность внесения денежных средств за право заключения контракта, а именно ИП П<_> не подтверждено наличие денежных средств в размере 5 002 475,03 руб. на счете в банке на дату подписания контракта.
Участник закупки имел возможность внести денежные средства за право заключение контракта в любой день до 08.06.2023 г., о необходимости внесения денежных средств Участник закупки не мог не знать, поскольку данная обязанность предусмотрена разделом 2 проекта контракта, который был направлен Участнику закупки на подпись 26.05.2023 г.
Оставляя совершения данного действия на последний день регламентированного срока, Участник закупки должен осознавать, что несет риск наступления неблагоприятных для него последствий в случае несовершения им действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Учитывая, что протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта был размещен заказчиком в ЕИС 08.06.20923 г. в 16:48, до этого времени Участник закупки имел возможность подтвердить свое намерение заключить контракт, внеся денежные средства на счет Заказчика, направить Заказчику подписанный контракт на бумажном носителе и т.д.
Направление Заказчику гарантийного письма о наличии у Участника закупки на складе товара и намерении поставить товар по контракту, сведений о получении независимой гарантии не является достаточным доказательством намерения заключить контракт, поскольку в рассматриваемом случае Участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта должен внести плату за право заключения контракта.
Комиссия при рассмотрении вопроса о добросовестности поведения Участника закупки принимает во внимание тот факт, что ранее ИП П<_> была подана жалоба на действия Заказчика при проведении рассматриваемой закупки, согласно которой ИП П<_> просила выдать предписание Заказчику об отмене результатов определения поставщика, проверить действия Заказчика на соответствие Закона о контрактной системе в связи с тем, что при подаче ценовых предложений произошел сбой операционной системы на компьютере Участника закупки и им было подано некорректное ценовое предложение -5 002 475,03 руб, что составляет 3131,80 % снижения НМЦК по закупке. ИП П<_> полагала, что согласно заключению специалиста <_> сбой в работе компьютерной техники произошел в виду кратковременной атаки вирусных угроз, в результате чего программы сработали некорректно.
По результатам рассмотрения данной жалобы Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, аукционной комиссии уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе и согласно ч. 1 ст. 36, п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить проведение закупки после окончания срока подачи заявок только в случае возникновения у него обстоятельств непреодолимой силы, в то время как обстоятельства, возникшие у Участника закупки не являются основанием для принятия решения об отмене закупки.
В материалах дела имеется письмо ИП П. <_> в адрес Заказчика от 05.06.2023 г. N140, согласно которому ИП П<_> не может подписать проект контракта, направленный ей 02.06.2023 г. Заказчиком, поскольку подписание контракта на сумму 5 002 475,03 руб. приведет к заранее неисполнимому обязательству с большими убытками для нее.
Комиссия критически относится к документам, представленным Участником закупки в подтверждение невозможности подписания проекта контракта в связи с поломкой компьютера, поскольку они не свидетельствуют о том, что программное обеспечение, необходимое для работы на электронной площадке, подписания контракта, было установлено на компьютере, вышедшем из строя. Участником закупки не были представлены доказательства невозможности подписания проекта контракта с другого компьютера, мобильного телефона, иного устройства.
Комиссия считает, что при совокупности установленных обстоятельств, поведение Участника закупки не может рассматриваться как добросовестное, действия Участника закупки были направлены на создание видимости добросовестного поведения, намерения заключить контракт.
Невыполнение обязанности по подписанию контракта Участником закупки в силу требований закона влечет невозможность заключения с ним контракта и, соответственно, нарушение интересов учреждения как заказчика, а также публичных интересов, обеспечивающихся единой и обязательной процедурой проведения закупок.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Комиссия считает, что выход из строя компьютера, поломка ЭЦП не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, поскольку такие обстоятельства не являются чрезвычайными и могут возникнуть у любого участника закупки, однако, при должной степени заботливости участник закупки имеет возможность организовать свою работу на электронной площадке и подписание документов ЭЦП с нескольких компьютеров или телекоммуникационных устройств.
Таким образом, Комиссия не установила наличие обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых Участником закупки не были выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП П <_> (ИНН <_>; <_>) по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323006931 "Поставка медицинского оборудования (анализатор гематологический)" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 июня 2023 г. N РНП-22-110/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023