Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. -член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Григоряна А.С. (доверенность от 10.01.2023 года),
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N2" Цурган Т.А. (доверенность от 15.06.2032 года),Слепокуровой Т.А. (доверенность от 15.06.2032 года),
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО МПК "Елец",
рассмотрев жалобу ООО МПК "Елец" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N2", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении запроса котировок в электронной форме: Поставка медицинских изделий (извещение N0131200001023005748) (Идентификационный код закупки- 232366609171136660100101430013250244),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО МПК "Елец" (далее - заявитель) на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N2" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении запроса котировок в электронной форме: Поставка медицинских изделий (извещение N0131200001023005748) (Идентификационный код закупки- 232366609171136660100101430013250244) (далее -запрос котировок).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в формировании описания объекта закупки с нарушением требований ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, а именно: совокупность характеристик описания объекта закупки соответствует товару единственного производителя.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
05.06.2023 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта -545836.40 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ЭТП ТЭК-Торг.
Согласно извещению о проведении аукциона объект закупки: Шприц общего назначения ОКПД2/ КТРУ: 32.50.13.110-00004568.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в Описании объекта закупки (приложение N3 к извещению о проведении закупки).
Согласно позиции 5 Описания объекта закупки" объектом закупки является поставка шприцев одноразовых общего назначения с двумя иглами, одна из которых с плоской заточкой.
Раздел "Дополнительные характеристики" Описания объекта закупки содержит дополнительные характеристики товара с обоснованием: 6.Одна из игл должна иметь плоскую заточку, угол заточки от 38° до 42°, размер иглы: длина - не более 40 мм и не менее 38 мм; диаметр - не более 0,8 мм и не менее 0,78 мм (угол заточки предотвращает вырезание материала пробки при ее прокалывании, последующего попадания частиц резиновой пробки в шприц и их введение в организм пациента, а также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции; для идентификации иглы с плоской заточкой она имеет цветной предохранительный колпачок (цвет предохранительного колпачка иглы соответствует цветовой кодировке иглы для идентификации размера иглы)).7. Вторая игла должна быть инъекционная с трехгранной заточкой, угол заточки от 44° до 45°, со стандартным срезом, размер иглы: длина - не более 40 мм и не менее 38 мм; диаметр - не более 0,8 мм и не менее 0,78 мм. (предназначается для внутримышечного, внутривенного введения лекарственных препаратов).
Заявитель полагает, что шприцы общего назначения, укомплектованные иглой с плоской заточкой, производятся в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Паскаль Медикал" (Московская обл., г. Дубна), по регистрационному удостоверению от 01.02.2021 года N РЗН 2018/7245. В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствует характеристика - "угол заточки иглы", что свидетельствует о её незначительности и избыточности. Указанная характеристика не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара. Установление избыточных характеристик, которым соответствует товар конкретного производителя - ООО "Паскаль Медикал", приводит к ограничению количества участников закупки.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями заказчика,что указано в разделе "Дополнительные характеристики" Описания объекта закупки. Кроме того, ООО "Паскаль Медикал" не является единственным производителем шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку. Инструкция по применению медицинского изделия: Шприцы инъекционные трехкомпонентные однократного применения стерильные с иглами и без игл по ТУ 32.50.13-001-29448738-2017 (производитель ООО "Паскаль Медикал") содержит следующую информацию и описание: "Внимание! В случае выбора шприца в комплектации с двумя иглами (одна игла надета на шприц, вторая вложена в индивидуальную упаковку) обязательно соблюдать требование использования надетой на шприц иглы только для набора лекарственных препаратов. После набора лекарственных препаратов надетую на шприц иглу необходимо заменить! Для проведения инъекции надеть вторую иглу, вложенную в индивидуальную упаковку! Недопустимо проведение инъекции иглой с плоской заточкой!" (стр. 3 инструкции). Также АО "Медполимер ЛТД" на основании регистрационного удостоверения NФСР 2010/07477 от 17.11.2020 производит шприцы с иглой, имеющих плоскую заточку, что подтверждается инструкцией по применению шприцев инъекционных, однократного применения, стерильные по ТУ 32.50.13-001-2559/7097-2005, в которой указано следующее: "Внимание! В случае выбора шприца в комплектации с двумя иглами (одна игла надета на шприц, вторая вложена в индивидуальную упаковку) обязательно соблюдать требование использования надетой на шприц иглы только для набора лекарственных препаратов. После набора лекарственных препаратов надетую на шприц иглу необходимо заменить! Для проведения инъекции надеть вторую иглу, вложенную в индивидуальную упаковку! Недопустимо проведение инъекции иглой с плоской заточкой!". Таким образом на российском рынке имеется как минимум два производителя шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку: АО "Медполимер ЛТД" и ООО "Паскаль Медикал".
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с описанием объекта закупки, пояснениями сторон, представленными материалами, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
В соответствии с представленной в материалы дела информацией на рынке медицинских изделий существует товар не менее 2-х производителей: АО "Медполимер ЛТД" и ООО "Паскаль Медикал", соответствующий Описанию объекта закупки, а именно: шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку.
Кроме того, запрос котировок объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, отсутствуют основания для признания в действиях заказчика, уполномоченного органа действий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заявитель не доказал, что требования, включенные в извещение о проведении аукциона, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО МПК "Елец" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N2", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении запроса котировок в электронной форме: Поставка медицинских изделий (извещение N0131200001023005748) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 19.06.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 22.06.2023
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 июня 2023 г. N 036/06/33-968/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023