Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2021 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2023) <_> (доверенность N2 от 09.01.2023), в присутствие представителя Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Рязанского муниципального района" <_> (распоряжение N169-лс от 12.04.2022), в присутствии ИП <_> (далее - Заявитель), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Рязанского муниципального района") при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N0859200001123006602 от 30.05.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Рязанского муниципального района" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - электронный аукцион).
30.05.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 884 766 (два миллиона восемьсот восемьдесят четыре тысячи семьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик своими действиями незаконно исключил возможность участия в аукционе для других участников, тем самым ограничив конкуренцию, что нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС). При этом Заказчик нарушает требования Приказа N65/пр от 31.01.2019 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года".
В ходе заседания Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N 110 от 16.06.2023 Заказчик сообщил, что на основании Закона о ФКС Заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В отзыве на жалобу N243 от 15.06.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, его положения являются согласованными и не содержат внутренних противоречий.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о ФКС государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о ФКС).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилам: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС).
При этом, как пояснил представитель Заказчика, закупка на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Рязанском муниципальном районе Рязанской области"", утвержденной постановлением администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 30.06.2021 N895.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, на основании заявлений граждан о выбранных способах переселения, а также их пожеланий о территориальном месте жительства, Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Рязанского муниципального района" формируется описание закупки.
Так, согласно материалам дела директору МКУ "УКС Рязанского района" поступило заявление от 13.02.2023 о предоставлении жилого помещения, расположенного в селе Подвязье Рязанского района. Позднее от этого же Заявителя поступило иное заявление от 31.05.2023 о предоставлении жилого помещения расположенного в село учхоза Стенькино Рязанского района.
Территориальное определение границ расположения жилого помещения обусловлено потребностью заказчика, основанное на заявлении гражданина. Указанные в извещении (проекте контракта) территориальные границы расположения жилого помещения полностью соответствуют пожеланиям собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, установление требований к территориальной принадлежности приобретаемого помещения не противоречат требованиям законодательства и отвечают потребностям гражданина для которого закупается жилое помещение.
Ссылка Заявителя на нарушения Заказчиком положений Приказа N65/пр от 31.01.2019 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" является несостоятельной, поскольку вышеуказанный акт утратил свою правовую силу с 14.11.2021.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что такая характеристика, как "год ввода дома в эксплуатацию - не ранее 1972 года" также не противоречит положениям Закона о ФКС, поскольку действующими нормативными актами не определены конкретные значения приведенного показателя.
Более того, как отмечает сам Заявитель в жалобе, на территории Рязанского района ( на территории которого проводится переселение граждан) имеется множество домов постройки от 75-го до 90-х и более ранних годов постройки, что соответствует потребностям Заказчика, изложенным в разделе "Описание объекта закупки" по показателю "год ввода дома в эксплуатацию - не ранее 1972 года"
Таким образом, Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточных доказательств, которые позволили бы сделать вывод об установлении требований, ограничивающих количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки, в том числе "Описание объекта закупки" не противоречит Закону о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 21 июня 2023 г. N 062/06/106-399/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023