Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" <_> (доверенность N38-23 от 15.03.2023), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2023), в отсутствие представителей ООО "Просперити", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей ООО "РТС-Тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Просперити" (вх. N3305-ЭП/23 от 15.06.2023) на действия Заказчика Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации, строительству объекта капитального строительства в рамках проекта: "Реконструкция системы теплоснабжения гарнизон Дягилево" (извещение N0659300000223000015 от 07.06.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Муниципальным унитарным предприятием города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации, строительству объекта капитального строительства в рамках проекта: "Реконструкция системы теплоснабжения гарнизон Дягилево" (далее - электронный аукцион).
07 июня 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Специализированной организацией выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 403 750 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. В документации отсутствует график выполнения работ, а также отсутствуют исходные данные и технические условия.
2. Действия Заказчика, установившего неисполнимые сроки выполнения проектных работ, нарушают требования ч. 1 ст.12, ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N249 от 19.06.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N01/3-4017 от 20.06.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, в документации отсутствует график выполнения работ, а также отсутствуют исходные данные и технические условия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проектной документации, строительству объекта капитального строительства в рамках проекта: "Реконструкция системы теплоснабжения гарнизон Дягилево".
Заказчик в письменных пояснениях сообщает, что на этапе формирования аукционной документации и размещения ее в ЕИС наличие графика выполнения работ не предусмотрено, поскольку, согласно положениям п. 1.5 раздела Проекта Контракта, График выполнения строительно-монтажных работ разрабатывается Подрядчиком и согласовывается сторонами, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Также Контрактом предусмотрена передача Подрядчику копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки и описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС.
2. По мнению Заявителя, действия Заказчика, установившего неисполнимые сроки выполнения проектных работ, нарушают требования ч. 1 ст.12, ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, содержит информацию о сроках исполнения контракта, а также сроках отдельных этапов исполнения контракта (п. 1.3 - 1.4 проекта контракта):
1.3. Сроки начала-окончания работ составляют: с даты заключения контракта до 06 декабря 2023 года
1.3.1. Строительные работы осуществляются Подрядчиком в два этапа:
I этап - выполнение проектно-изыскательских работ с даты заключения контракта Сторонами до 31.08.2023 года
II этап - выполнение работ по строительству объекта N1, объекта N с 01.09.2023 года по 06 декабря 2023года.
1.4. Начальный и конечный сроки выполнения работ являются существенным условиями Контракта.
Срок исполнения контракта изменяется и срок выполнения работ продлевается, если при исполнении настоящего контракта выявлены существенные изменения от Технического задания и на период прохождения государственной экспертизы проектной документации, при этом Стороны оформляют дополнительное соглашение. Заказчик обязан получить решение администрации города Рязани о продлении сроков выполнения работ и срока исполнения контракта в течение 14 дней с момента получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Стороны подписывают дополнительное соглашение в течение 14 дней с момента получения решения администрации города Рязани об утверждении изменения сроков выполнения работ и срока исполнения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 42 рабочих дня.
При этом сроки проведения государственной экспертизы проектной документации регламентированы также постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145), Постановлением Главархитектуры Рязанской области от 28.12.2020 N 889-n "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная экспертиза проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий".
Согласно пункту 29 постановления N 145 срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
Таким образом, законодательством установлен максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 информации ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 06.07.2015 "Об изменениях в порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145, и порядке проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 984 "О внесении изменений в некоторый акты Правительства Российской Федерации" проведение государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации осуществляется на региональном уровне - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно постановлению Главархитектуры Рязанской области от 26.04.2019 11-n "О единственном исполнителе государственных услуг по проведению государственной экспертизы" ГАУ Рязанской области "Центр государственной экспертизы в строительстве Рязанской области" признан единственным исполнителем на территории Рязанской области по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Постановлением Главархитектуры Рязанской области от 28.12.2020 N 889-n "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная экспертиза проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий" утвержден регламент проведения государственной экспертизы проектной документации, согласно которому срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать двадцать два рабочих дня (пункт 7.1).
Таким образом, максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации сокращен до 22 рабочих дней на региональном уровне.
На основании изложенного, вышеуказанные сроки являются предельными и позволяют завершить процедуру проведения экспертизы ранее законодательно установленного срока.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о ФКС не содержит положений, ограничивающих заказчиков к определению сроков поставки товаров, выполнения работ (услуг) или к графику выполнения работ.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы в срок, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку положения проекта контракта в части установленных сроков выполнения работ не противоречат требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 20 и 20.2 "описания объекта закупки" установлены требования к контруктивным решение и объемно планировочным решениям о соответствии СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", которые утратили правовую силу 01.01.2021.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит в выводу, что действия Заказчика нарушают п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
2. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о ФКС в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссия, изучив проект контракта Извещения, установила, что указанное требование проектом контракта Извещения не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в проекте контракта положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Просперити" необоснованной.
2. Признать Заказчика (Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей") нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"), и Оператору электронной площадки (ООО "РТС-Тендер") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-411/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 июня 2023 г. N 062/06/106-411/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023