Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>., председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N2 от 09.01.2023), при участии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр информационных технологий Рязанской области" <_> (доверенность б/н от 16.06.2023) <_> (доверенность б/н от 16.06.2023), в отсутствие представителей ООО "ТБК", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ТБК" (вх. N3306-ЭП/23 от 15.06.2023) на действия Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр информационных технологий Рязанской области") при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения государственной информационной системы "Электронное образование Рязанской области" (извещение N0859200001123006669 от 01.06.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Центр информационных технологий Рязанской области" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения государственной информационной системы "Электронное образование Рязанской области" (далее - электронный аукцион).
01 июня 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 357 485 рублей 64 копейки.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку Заказчик при ответе на запрос разъяснений предоставил недостоверную информацию о закупке, а также ненадлежащим образом описывает объект закупки.
В отзыве на жалобу N2/МС-455 от 16.06.2023 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки и ответ на вопрос не противоречат Закону о ФКС.
В отзыве на жалобу N247 от 19.06.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик при ответе на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и документации о закупке предоставил недостоверную информацию о закупке, в частности, Заказчик не является уполномоченным лицом на проведение закупки по сопровождению программного обеспечения государственной информационной системы "Электронное образование Рязанской области".
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.
В соответствие с пунктом 2 распоряжения Правительства Рязанской области от 06.08.2020 N355-р министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области является ответственным за реализацию организационно-технических мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ГИС Образование и дальнейшему хранению содержащейся в ее базах данных информации.
В разделе 2 постановления Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 7 сентября 2020 года N 13 "О создании государственной информационной системы Рязанской области "Электронное образование Рязанской области"" (далее - Постановление N13) установлено, что заказчик - министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области (полномочия заказчика может осуществлять ГКУ "Центр информационных технологий Рязанской области").
Согласно пункту 4.2 Постановления N13 Заказчик осуществляет следующие полномочия:
реализацию организационно-технических мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ГИС Образование и дальнейшему хранению содержащейся в ее базах данных информации, в том числе размещение информации о закупках товаров (работ, услуг) для реализации вышеуказанных мероприятий;
реализацию мероприятий по защите информации, в том числе персональных данных, содержащихся в ГИС Образование, от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий, в том числе размещение информации о закупках товаров (работ, услуг) для реализации вышеуказанных мероприятий.
Таким образом, в соответствие с приведенными нормами Заказчик (ГКУ РО "Центр информационных технологий Рязанской области") обладает необходимыми полномочиями на проведения закупки на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения государственной информационной системы "Электронное образование Рязанской области".
Следовательно, довод Заявителя не обоснован.
2. По мнению Заявителя, Заказчик при ответе на запрос разъяснений не предоставил информацию о программах для ЭВМ из которых состоит ГИС Образование, а также об обязанности Заказчика в соответствие с ГОСТ 34.602-2020 отражать подробное описание "автоматизированной системы". Кроме того, Заказчик при ответе на запрос разъяснений уклонился от ответа на вопросы N18 и N22.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является оказание услуг по сопровождению программного обеспечения государственной информационной системы "Электронное образование Рязанской области".
Заявитель считает, что Заказчиком должен был установлен ГОСТ 34.602-2020 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".
Данный ГОСТ распространяется на автоматизированные системы (АС), предназначенные для автоматизации различных видов деятельности, включая их сочетания, и устанавливает требования к составу, содержанию, правилам оформления документа "техническое задание на создание (развитие или модернизацию) автоматизированной системы".
Так, информация об программном обеспечение указана в разделе 3 "Характеристика объекта оказания услуг", где отражено наименование программного обеспечения и его реестровый номер в реестре российского программного обеспечения:
Объектом оказания услуг является ГИС Образование в части следующих подсистем:
- подсистема "Электронная школа" (далее - Подсистема "ЭШ"), в том числе модуль "Учет и мониторинг организации питания обучающихся";
- подсистема "Электронный детский сад" (далее - Подсистема "ЭДС");
- подсистема "Электронный колледж" (далее - Подсистема "ЭК);
ГИС Образование создана в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 06.08.2020 г. N 355-р и постановлением министерства образования Рязанской области от 07.09.2020 г. N 13.
ГИС Образование в качестве ПО использует программу для ЭВМ "БАРС.Образование" (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2012660524, дата регистрации 22.11.2012 г., правообладатель - АО "БАРС Груп"), которая включает в себя следующие модули:
- модуль "БАРС.Образование - Электронная школа" (номер реестровой записи в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных - 45);
- модуль "БАРС.Образование - Электронный детский сад" номер реестровой записи в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных - 65;
- модуль "БАРС.Образование - Электронный колледж" номер реестровой записи в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных - 44.
Описание аппаратной инфраструктуры:
1) перечень системного и иного программного обеспечения, установленного на серверах используемых в работе ГИС Образование:
- Python 3.7
- Django 2.0.13
- Nginx 1.18.0
- Redis 7.0.5
2) описание серверного оборудования, используемого в работе ГИС Образование:
- Балансировщик, 6 АПП, 4 БД
- ОС CentOS 7.3 и выше.
Таким образом, в разделе "Описание объекта закупки" содержится информация о том, какое программное обеспечение необходимо сопровождать.
Ссылка заявителя на ГОСТ 34.602-2020 не обоснована, так как данный ГОСТ устанавливает требования к техническому заданию на создание автоматизированной системы тогда как рассматриваемая закупка предусматривает услуги по сопровождению программного обеспечения.
В жалобе Заявитель утверждает, что Заказчик уклонился от ответа на вопрос о том, на основании каких государственных контрактов была создана ГИС Образование, а также необходимости указания содержания лицензионных договоров, указанных в таких контрактах в описании объекта закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что предметом закупки являются услуги по сопровождению программного обеспечения ГИС Образование, следовательно, информация о содержании лицензионных (сублицензионных) договоров, заключенных заказчиком, не имеет отношения к процессу оказания услуг.
Вместе с тем в ответ на запрос разъяснений содержалась информация о способах использования программного обеспечения, указанного в описании объекта закупки, имеющихся у Заказчика, а именно Заявителю было сообщено, что Заказчик имеет право использовать программное обеспечение способами использования: воспроизведение, установка, передача сублицензий государственным и муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям на территории Рязанской области.
Заявитель утверждает, что Заказчик уклонился от ответа на 18 вопрос запроса разъяснений, который необходим для исполнения надлежащим образом обязательств по контракту.
Так, в запросе разъяснений был поставлен вопрос "в соответствии с техническим заданием (описание объекта закупки) для оказания услуг Исполнитель должен работать с базой данных (далее БД). В связи с этим просим предоставить информацию о структуре БД".
В ходе заседания представители Заказчика сообщили что исполнитель государственного контракта, заключенного в рамках данной закупки, должен при исполнении государственного контракта самостоятельно определить структуру базы данных.
Указать в описании объекта закупки структуру базы данных не представляется возможным ввиду отсутствия такой информации у Заказчика, а также вследствие того, что в процессе использования ГИС Образования структура базы данных регулярно меняется. Таким изменения связаны, в том числе с добавлением новых пользователей ГИС Образование, изменением наименования организаций, их подведомственности, видов деятельности, изменением документов содержащихся в ГИС Образование.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не обоснован.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ТБК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 июня 2023 г. N 062/06/106-412/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023