Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участи представителя заказчика - Отделение фонда пенсионного и социального
страхования РФ по РМЭ - (доверенность N ВО-115 от 20.06.2023);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей поставщика - ИП - (доверенность от 19.06.2023);
рассмотрев заявление заказчика от 16.06.2023 о включении ИП (ИНН) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с признанием ИП уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание клининговых услуг в административном здании по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д.77 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru N 0208100000123000096 от 23.05.2023),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РМЭ в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) 16.06.2023 подано заявление в Марийское УФАС России о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП в связи с признанием победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии, с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация.
Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений установила следующее.
Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание клининговых услуг в административном здании по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д.77.
Извещение N 0208100000123000096 о проведении вышеуказанной закупки размещено в ЕИС 23.05.2023.
Дата и время начала срока подачи заявок: 23.05.2023 17:08 ( МСК ).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.06.2023 12:00 ( МСК ).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 01.06.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 02.06.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика ( подрядчика, исполнителя от 02.06.2023 ИП (идентификационный номер заявки 114346742) признан победителем закупки с ценовым предложением 566329,89 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке ( с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
06.06.2023 заказчиком на электронную площадку http://www.rts-tender.ru без своей подписи передан проект контракта.
06.06.2023 процедура заключения контракта N 02081000001230000960001 переведена на этап "Подписание поставщиком".
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, срок подписания ИП проекта контракта истекал 14.06.2023.
Однако, по состоянию на 14.06.2023 проект контракта не был подписан ИП., протокол разногласий ИП также не направлен.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и части 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке ( с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
15.06.2023 заказчиком сформирован протокол признания участника закупки - ИП уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен в ЕИС 15.06.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании указанной нормы заказчик 16.06.2023 направил в Марийское УФАС России обращение о включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно письменным пояснениям ИП, ИП не имел умысла на уклонение от заключения контракта, контракт не был подписан из-за невнимательности сотрудника тендерного отдела, сотрудник полагал, что крайняя дата подписания контракта - 16.06.2023, также ИП представлена независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, от 15.06.2023 на сумму 84 949,48 рублей.
На заседании Комиссии представитель ИП пояснил, что ИП готов подписать и исполнить контракт.
Комиссия считает, что перечисленные ИП обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин неподписания проекта контракта и соответственно в действиях (бездействии) ИП имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя торгов.
Порядок включения лиц в Реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 указанной статьи в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. N1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N1078).
В силу подпункта а) пункта 13 Правил N1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком ( подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком ( подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил N1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает ( при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Правил N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание осуществление ИП действий по подписанию контракта и подготовке обеспечения исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что включение ИП в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного участником деяния.
При рассмотрении настоящего дела заказчик, заслушав позицию поставщика, пояснил, что не настаивает на включении ИП в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик направил проект контракта в адрес второго участника.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по РМЭ для рассмотрения вопроса о включении ИП (ИНН , адрес: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Водников, д. 72, кв. 3) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением ИП от заключения контракта на оказание клининговых услуг в административном здании по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д.77 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru N 0208100000123000096 от 23.05.2023), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ в отношении поставщика - ИП
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2023 г. N 012/06/104-546/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023