Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр занятости населения Чувашской Республики" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СУО РОСТ", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "СУО РОСТ" на положения извещения заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр занятости населения Чувашской Республики" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку и внедрение программно-аппаратного комплекса "Электронная система управления очередью" (изв. N 0815500000523005743) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 13.06.2023 поступила жалоба ООО "СУО РОСТ" на положения извещения заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и внедрение программно-аппаратного комплекса "Электронная система управления очередью" (изв. N 0815500000523005743) (далее - Электронный аукцион).
Заявитель в своей жалобе указал следующее: "в описании объекта закупки За
казчик установил требование: Поставщик допускается к выполнению работ только после подписания акта о технической готовности к выполнению работ. Акт о технической готовности выдается организацией, которая в соответствии с Федеральным законом от 27.04.2011 N99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" обладает лицензиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) и Федеральной Службы Безопасности (ФСБ).Исходя из предоставленного ТЗ ни о каких защищённых каналах связи речи при исполнении контракта на поставку электронной очереди не идёт. Данные требования внесены заказчиком с единственной целью ограничить конкуренцию".
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают, что положения извещения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
05.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523005743 о проведении электронного аукциона на поставку и внедрение программно-аппаратного комплекса "Электронная система управления очередью", с начальной (максимальной) ценой контракта 8 832 100,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены иные документы, прилагаемые к извещению.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одной из целей контрактной системы является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В Приложении N 1 к извещению о закупке (далее - Приложении) пункте в 1.3. указано следующее:
Предметом Контракта является поставка и внедрению программно-аппаратного комплекса "Электронная система управления очередью", удовлетворяющего требования настоящего Описания объекта закупки (далее - ЭСУО, Система), в том числе передача неисключительных прав на ЭСУО в объеме, установленном п.5.2 описания объекта закупки, путем заключения лицензионного/сублицензионного соглашения.
Ожидаемым результатом Контракта является:
- Поставка лицензии ЭСУО на использование по фактическому адресу поставки товара;
- Подготовка ИТ-инфраструктуры Заказчика;
- Интеграция ЭСУО с информационными ресурсами Заказчика;
- Конфигурация ЭСУО под требования Заказчика;
- Проведение инструктажа пользователей ЭСУО;
- Ввод ЭСУО в эксплуатацию.
Пунктом 4.4. "Требования к интеграции ЭСУО с информационными ресурсами Заказчика" Приложения установлено, что в рамках выполнения работ по настоящему Описанию объекта закупки Поставщик должен интегрировать ЭСУО со следующими информационными ресурсами Заказчика:
- Интернет-сайтом Заказчика http://www.czn.cap.ru. В рамках интеграции должно быть реализована возможность предварительной записи на прием и оценка качества предоставленных услуг через интернет-сайт Заказчика. Интеграция не должна нарушать преемственность структурных, технологических и дизайнерских решений интернет-сайта Заказчика и обеспечить единое решение для записи на прием во всех кадровых центрах Заказчика.
- Существующими ЭСУО Кадровых центров Чувашской Республики (см. Приложение 2). Интеграция должна обеспечить сквозное взаимодействие электронных систем управлению очередями, обеспечить их централизованное управление и формирование отчетности.
Также в пункте 3.1.6 Приложения N 1 к извещению о закупке указано, что обмен данными со смежными системами должен осуществляться по защищенным каналам связи с использованием сертифицированных средств защиты информации, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.
Согласно пункту 4.1. Приложения для оказания работ по настоящему Описанию объекта закупки, которые будут осуществляться с использованием подключения к инфраструктуре Заказчика по сетям связи общего пользования, Поставщик осуществляет подключение к защищенному сегменту информационно-телекоммуникационной сети Республиканского центра обработки данных по каналам связи, защищенных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации на основе технологии ViPNet (сеть 2921). Иная технология защиты каналов связи не допускается ввиду необходимости обеспечения совместимости программного обеспечения и средств криптографической защиты информации с существующим программным обеспечением и технологическими решениями, используемыми для защиты информационно-телекоммуникационной сети Республиканского центра обработки данных.
Вместе с тем, в указанном пункте Приложения Поставщик за свой счет обеспечивает приобретение, установку и настройку на рабочих местах Поставщика, предназначенных для выполнения работ по настоящему Описанию объекта закупки, сертифицированных по требованиям безопасности информации средств защиты информации, в том числе:
· средств антивирусной защиты;
· средств защиты информации от несанкционированного доступа;
· средств межсетевого экранирования;
· средств обнаружения вторжений;
· средств криптографической защиты информации.
Следовательно, установление условия о допуске поставщика к выполнению работ только после подписания акта о технической готовности к выполнению работ является правомерным и обоснованно подключением к защищенному сегменту информационно-телекоммуникационной сети Республиканского центра обработки данных по каналам связи, защищенных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации на основе технологии ViPNet (сеть 2921).
Таким образом, довод Заявителя Комиссией Чувашского УФАС России признан необоснованным.
Кроме того, для участия в рассматриваемом электронном аукционе подали заявки 4 участника. Три заявки комиссией были признаны соответствующими.
Следовательно, извещением об осуществлении закупки не ограничивает количество участников закупки и конкуренцию между ними.
Вместе с тем, Заявитель участие представителя в рассмотрении не обеспечил, дополнительных доказательств не представил.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушений не установлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "СУО РОСТ" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СУО РОСТ" на положения аукционной извещения Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и внедрение программно-аппаратного комплекса "Электронная система управления очередью" (изв. N 0815500000523005743) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 июня 2023 г. N 021/06/49-503/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023