Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
в присутствии индивидуального предпринимателя "_",
в отсутствие представителей Заказчика, уведомленных о дате и времени рассмотрения надлежащим образом,
рассмотрев сведения, направленные Комитетом по здравоохранению Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - индивидуального предпринимателя Полецкого Игоря Славьевича (194291, г. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 76, кв. 80, ИНН 601701867600), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку анализатора гемоглобина крови (регистрационный номер: 320-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000323000283),
УСТАНОВИЛА:
06 июня 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении индивидуального предпринимателя Полецкого игоря Славьевича (194291, г. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 76, кв. 80, ИНН 601701867600), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку анализатора гемоглобина крови (регистрационный номер: 320-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000323000283).
Рассмотрение сведений состоялось 14 июня 2023 года в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 13 июня 2023 года в 12 часов 00 минут, с целью получения дополнительной информации от поставщика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения N 0157200000323000283 о проведении электронного аукциона - 10.04.2023 в 12:13.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 707 094,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 N ИЭА1 на участие в аукционе было подано 4 (четыре) заявки, победителем признан ИП Полецкий И.С. (заявка N 72) с ценой контракта - 590 423,49 рублей (снижение на 16,5 %).
5) 02.05.2023 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен государственный контракт N 39, срок исполнения - 01.08.2023.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запросы котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Порядок проведения электронного аукциона регламентирован ст. 49 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
02.05.2023 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен государственный контракт N 39 с ценой 590 423,49 рублей (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта установлено, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий:
Анализатор гемоглобина крови (код ОКПД 2- 26.51.53.141) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов медицинских организаций Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов медицинских организаций Заказчика - Получателей, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Согласно пункту 1.2 контракта номенклатура оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 5.1 контракта поставка оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок до 15 июня 2023 года с правом досрочной поставки по предварительному согласованию с Заказчиком.
В ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика со стороны индивидуального предпринимателя была представлена недостоверная информация о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
На основании информационного письма ИП Полецкого И.С от 17.05.2023 б/н (входящий от 19.06.2023 N 403) и письма ООО "Компания ЭЛТА" от 19.05.2023 N 105 (входящий от 22.06.2023 N 404), которое является производителем медицинского изделия - измеритель концентрации глюкозы в крови портативный с полоской электрохимической о/р применения ПГК-03 "САТЕЛЛИТ ЭКСПРЕСС", по ТУ 9443-004-78939528-2009, регистрационное удостоверение N ФСР 2009/06498 от 28 ноября 2019 года, предлагаемого к поставке индивидуальным предпринимателем в рамках заключенного контракта не соответствует требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, а именно: не имеет функции измерения гемоглобина в крови.
Таким образом, в ходе исполнения контракта Заказчику стало известно, что поставляемый товар перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям.
В соответствии с пунктом 12.3 контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 12.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.05.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе N 1, в ЕИС размещены сведения о принятии решения.
23.05.2023 - дата уведомления поставщика.
05.06.2023 - дата расторжения контракта.
06.06.2023 - сведения направлены Заказчиком в антимонопольный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.3 контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При рассмотрении сведений Комиссия Псковского УФАС России изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенности нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличия вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствий нарушения для заказчика;
- соразмерности меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснениям, представленным индивидуальным предпринимателем, в заявке на участие в аукционе были указаны технические характеристики, совпадающие с потребностью Заказчика, однако, ошибочно указана основная характеристика - определение глюкозы, а не гемоглобина крови. Данное действие произошло ошибочно и не содержало умысла на представление недостоверной информации. Замена товара на товар с улучшенными характеристиками невозможна, так как в извещении установлены преференции по Приказу Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Комиссией Псковского УФАС России установлено, что поставщиком предпринимались действия, свидетельствующие об его намерении исполнить контракт (контракт подписан, внесено обеспечение исполнения контракта, товар закуплен), что подтверждается представленными в адрес Комиссии документами.
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия Псковского УФАС России, исходя из анализа представленных сторонами документов, не усматривает в действиях ИП Полецкого И.С. умышленных виновных действий, направленных на уклонение от исполнения контракта.
Комиссией Псковского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ИП предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием 391 контракта (354 из которых исполнены), заключенных на основании Закона о контрактной системе, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru, кроме того поставщик относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (включен 01.08.2016), сведения об индивидуальном предпринимателе для рассмотрения вопроса о включении в РНП ранее не поступали.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и пп. в) ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом по здравоохранению Псковской области в отношении индивидуального предпринимателя Полецкого Игоря Славьевича (194291, г. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 76, кв. 80, ИНН 601701867600), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку анализатора гемоглобина крови (регистрационный номер: 320-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000323000283), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19 июня 2023 г. N РНП 060/06/95-211/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023