Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
в присутствии представителя заявителя - "_" по доверенности N 5 от 10.01.2023,
в присутствии представителя Заказчика - "_" по доверенности N 1 от 15.06.2023,
рассмотрев жалобу ООО "Компания "Элина" (вх. N 2681-ЭП/23 от 09.06.2023) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по закупке металлической горки к детскому игровому комплексу г. Новосокольники (номер извещения: 0157300019523000012), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.06.2023 Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ по закупке металлической горки к детскому игровому комплексу г. Новосокольники (номер извещения: 0157300019523000012).
Извещение N 0157300019523000012 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 08.06.2023 в 10:11.
Начальная (максимальная) цена контракта - 72 134,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 16.06.2023 в 12:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
09.06.2023 поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 16 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (вх. N 2681-ЭП/23 от 09.06.2023, в материалах дела).
Установленные Заказчиком в извещении о проведении аукциона требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки. Указанные в извещении технические характеристики не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52168-2012 в части требований о расположении перекладины 700 мм от стартового участка. Указание в извещении торговой марки "ТМ Скиф", по мнению Заявителя, свидетельствует о создании преимущественных условий конкретному поставщику - ТМ Скиф.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 254 от 14.06.2023, в материалах дела):
В 2022 году был приобретен игровой комплекс "Острог-2", в апреле 2023 года был совершен акт вандализма, а именно: сломан спуск на горке, указанный инцидент не подпадает под гарантийный случай, в связи с чем возникла потребность в приобретении металлической горки. В техническом задании ошибочно указана ссылка на ТМ Скиф. Описание объекта закупки использована позиция КТРУ "41.20.20.900-00000012 - горка детская".
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию Каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции Каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Извещением в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка компьютерной техники с кодом ОКПД2 - 41.20.20.900 (далее - Товар), характеристики которой предусмотрены позицией КТРУ "41.20.20.900-00000012 - горка детская".
При этом для указанного Товара соответствующей позицией Каталога предусмотрены соответствующие характеристики.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе извещения заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение участника закупки в отношении характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
При формировании описания объекта закупки Заказчиком использованы все характеристики, установленные позицией КТРУ "41.20.20.900-00000012 - горка детская":
Наименование характеристики |
Значение |
Ед. измерения |
Наличие защитной перекладины |
Да |
- |
Размещение |
На улице |
- |
Наличие перил |
Да |
- |
Наличие элементов крепления |
Да |
- |
Конструкция ската горки |
Прямая |
- |
Количество скатов горки |
1 |
- |
Длина ската горки |
|
Метр |
Высота ската горки |
< 2 |
Метр |
Максимальная нагрузка |
|
Килограмм |
Материал ската горки |
Металлический |
- |
Тип каркаса |
Металлический |
- |
Вместе с тем в соответствии с Описанием объекта закупки Заказчиком установлены следующие дополнительные характеристики для Товара, не предусмотренные соответствующей позицией Каталога:
"Горка прямая высотой не более 2-м - 1шт. с рабочей поверхностью из зеркальной нержавеющей стали толщиной не менее 1,5 мм, с бортами из влагостойкой ФСФ фанеры толщиной не менее 27 мм. Высота бортов горки не менее 200 мм. На стартовом участке горки предусмотрено защитное ограждение, изготовленное из ФСФ фанеры толщиной не менее 21 мм и высотой не менее 630 мм. Также стартовый участок горок оборудован защитной перекладиной. Перекладина расположена на расстоянии не менее 700 мм от уровня площадки. Перекладина изготовлена из водопроводной трубы диаметром не менее 20х2,8 мм. На торцах перекладины приварены пластины с двумя отверстиями для крепления.
Обработка изделий: Кромки фанеры закруглены и шлифованы, окрашены. Для окраски элементов из влагостойкой фанеры применяется водно-дисперсионное покрытие, устойчивое к атмосферному и химическому воздействию. Финишное покрытие - водно-дисперсионный лак с добавлением биоцидной добавки НАНОСЕРЕБРО".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в ходе формирования Описания объекта закупки не подготовлено и не размещалось обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Кроме того, допущено нарушение ввиду технической ошибки в части указания следующей информации: "все изделия ТМ СКИФ спроектированы и изготовлены согласно национальному стандарту РФ, а именно ГОСТ Р52169-2012, ГОСТ Р52168-2012".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего дополнительные характеристики поставляемого товара, не предусмотренные соответствующей позицией Каталога, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "Элина" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 июня 2023 г. N 060/06/33-217/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023