Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2023 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.
в присутствии (после перерыва) представителей:
Муниципального казенного учреждения "Дирекция жилищных услуг" (далее - Заказчик) - _., _.,
ООО "БАЛТ-ТРАНС" (далее - Продавец, Общество) - _
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от 24.05.2023 от исполнения контракта 14.03.2023 N12/1-А на приобретение квартиры в муниципальную собственность, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200001923000803,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального казённого учреждения "Дирекция жилищных услуг" (вх. от 06.06.2023 N3480-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "БАЛТ-ТРАНС" (236022, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Красная, д.34, кв.8, ИНН 3906988258) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 24.05.2023 от исполнения контракта от 14.03.2023 N12/1-А на приобретение квартиры в муниципальную собственность, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200001923000803, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 13.06.2023, продолжилось 14.06.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.03.2023 N12/1-А на приобретение квартиры в муниципальную собственность, заключенного с ООО "БАЛТ-ТРАНС", рассмотрев документы закупки, материалы, представленные сторонами, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200001923000803 между Заказчиком и Обществом 14.03.2023 был заключен контракт N12/1-А на приобретение квартиры в муниципальную собственность на сумму 3 193 875,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "1.1. Продавец обязуется передать для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов следующее недвижимое имущество - квартиру (далее - Квартира), а Покупатель обязуется оплатить и принять Квартиру в собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой Продавца (участника закупки).".
В соответствии с пунктом 1.2. контракта: "Квартира расположена в городе Тамбове по адресу (заполняется в соответствии с приложением N 1 к Контракту): Российская Федерация, Тамбовская область, г Тамбов, Тамбов-4, д 17, кв 72".
Согласно пункту 1.3 контракта: "Технические характеристики квартиры должны соответствовать требованиям технического задания (Приложение N 1 к Контракту)".
Пунктом 4.1 контракта установлено в том числе следующее: "Срок передачи квартиры Покупателю: с момента заключения Контракта по 28.04.2023 гг".
Порядок и срок приемки товара, а также порядок и срок оформления результатов приемки определены разделом 6 контракта.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пояснениям Общества, 18.04.2023 представители Заказчика прибыли на объект для осмотра, в устном порядке выставили ряд замечаний, основным из которых стала высота потолков. Продавец провел работу над устранением выставленных Заказчиком замечаний. 18.05.2023 представители Заказчика вновь посетили объект, вновь в устной форме попросили сделать гипсокартонные плинтусы. 24.05.2023 представители Заказчика вновь посетили объект, провели фотофиксацию, письменных замечаний представлено не было.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с нарушением Обществом условий Контракта, Заказчик 24.05.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения. Согласно сведениям ЕИС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 25.05.2023 и получено Обществом 25.05.2023.
25.05.2023 ООО "БАЛТ-ТРАНС" направило в адрес МКУ "Дирекция жилищных услуг" уведомление о готовности провести приемку жилого помещения 30.05.2023.
30.05.2023 в ходе осмотра жилого помещения комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - комиссия по приемке жилых помещений) составлен акт N05/30/1, согласно которому представленная Обществом квартира не соответствует условиям заключенного контракта.
30.05.2023 Общество направило в адрес Заказчика уведомление о готовности провести приемку жилого помещения 02.06.2023.
01.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика уведомление о готовности провести приемку жилого помещения 05.06.2023.
02.06.2023 в ходе осмотра жилого помещения комиссией по приемке жилых помещений составлен акт N06/02/1, согласно которому представленная Обществом квартира не соответствует условиям заключенного контракта.
Согласно пояснениям Продавца, представители Заказчика 05.06.2023 для приемки жилого помещения не явились.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, указанное решение вступило в законную силу 05.06.2023.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не подтверждены факты нарушения существенных условий контракта ООО "БАЛТ-ТРАНС" (п.п. б) п.15 Постановления Правительства N1078). Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Обществом положений заключенного между сторонами контракта. Документов, уточняющих несоответствие представленной Продавцом квартиры техническому заданию контракта, не представлено.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО "БАЛТ-ТРАНС" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные муниципальным казённым учреждением "Дирекция жилищных услуг" в отношении ООО "БАЛТ-ТРАНС" (236022, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Красная, д.34, кв.8, ИНН 3906988258), в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
К.Д. Трушинская |
Исп. Трушинская К.Д.
Тел. (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 июня 2023 г. N 068/10/104-389/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023