Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "Неофарм"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Неофарм" на действия Заказчика - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (извещение N 0320300070423000038) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), т. к. описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона N44-ФЗ электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1 - 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из описания объекта закупки следует, что предметом контракта в том числе является поставка "Катетер для периферических сосудов" (КТРУ 32.50.13.110-00004593 - Катетер для периферических сосудов).
Согласно части 5 статьи 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно требованиям п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В силу п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 7 Правил использования КТРУ определено, что лишь в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из вышеуказанного следует, что в случае наличия в КТРУ позиции, являющейся объектом планируемой закупки, заказчик при размещении извещения использует соответствующую позицию КТРУ и осуществляет описание объекта закупки, используя характеристики и значения характеристик, предусмотренные соответствующей позицией КТРУ и в наибольшей степени соответствующие потребностям заказчика по функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Позицией КТРУ 32.50.13.110-00004593 - Катетер для периферических сосудов предусмотрены в том числе следующие обязательные характеристики товара с установленными значениями:
Диаметр катетера, G: 14, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.
Рабочая длина: >= 10 и <= 14 мм; >= 15 и <= 19 мм; >= 19 и <= 20 мм; 25 мм: 30 мм; >= 32 и <= 33 мм; >= 45 и <= 50 мм.
Согласно описанию объекта закупки по виду 4 катетера для периферических сосудов в соответствии с описанием товара, включенным в позицию КТРУ 32.50.13.110-00004593, применены следующие характеристики товара и их значения:
Наименование характеристик товара |
Конкретное значение либо текстовое описание значения характеристик товара |
Единица изм. |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Устройство защиты от укола иглой |
Неважно |
|
|
Механизм защиты инъекционного порта |
Да |
|
|
Инъекционный порт |
Да |
|
|
Удлинительная трубка |
Нет |
|
|
Рентгеноконтрастность |
Да |
|
|
Крылья для фиксации |
Да |
|
|
Диаметр катетера, G |
17.0000 |
|
|
Рабочая длина |
|
Миллиметр |
Больше или равно 32.0000 Меньше или равно 33.0000 |
|
Таким образом, Заказчиком установлены характеристики приобретаемого товара в соответствии с требованиями позиции КТРУ 32.50.13.110-00004593 - Катетер для периферических сосудов.
Обоснование выбора заказчиком того или иного значения характеристик, предусмотренных КТРУ, Правилами использования КТРУ не предусмотрены. При описании объекта закупки заказчик, являясь медицинским учреждением, руководствовался своей потребностью, вызванной необходимостью достижения заданных результатов.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно доводам заявителя, на территории Российской Федерации отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке катетеры с рабочей длиной >= 32.0000 и <= 33.0000 мм при диаметре катетера, G - 17.0000.
Согласно пояснениям Заказчика, на момент окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки, в которых конкретные характеристики и текстовое описания соответствует требованиям Заказчика, что свидетельствует о наличии товара на рынке.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявки участников, установила, что к поставке предложен товар с регистрационным удостоверением N РЗН 2013/182.
Согласно инструкции по применению, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru, к регистрационному удостоверению РЗН 2013/182 на товар - катетер внутривенный однократного применения SURUFLON размером: 17G имеет рабочую длину 45 мм, что не соответствует требованиям документации.
При этом, Заказчиком не представлены документально подтвержденные доводы о наличии на территории Российской Федерации товара, соответствующего требованиям документации.
В связи с изложенным Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и влечет ограничение количества участников закупки.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неофарм" на действия Заказчика - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (извещение N 0320300070423000038) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении закрытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июня 2023 г. N 025/06/50-736/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023