Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Техноимпорт" на действия Заказчика МБУК "Музейно - выставочный центр г. Находка" при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение услуг по изготовлению металлических стеллажей по индивидуальному заказу (извещение N 0820600002023000117) (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства:
- неверно выбран код ОКПД2;
- неправомерно установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства N616;
- в описание объекта закупки включены характеристики товара, ограничивающие число участников закупки.
- не использованы показатели, определенные ГОСТом.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев представленные документы, в результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки являются "услуги по изготовлению металлических стеллажей по индивидуальному заказу", определен код ОКПД2 - 31.09.99.229.
Из представленных пояснений следует, что формирование заказчиком описания объекта закупки, как услуги по изготовлению металлических стеллажей по индивидуальному заказу, обусловлена необходимостью обеспечить потребности Заказчика в изделии, которое будет удовлетворять установленные нормативы хранения музейных ценностей и эффективное использование пространства (помещений) для хранения, имеющегося у заказчика.
Согласно Приказу Министерства культуры РФ от 23.07.2020 N870 "Об утверждении единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (далее - Правила) установлены требования к размещению и хранению музейных предметов.
Разделом XV Правил установлены требования к размещению стеллажей, обеспечивающих хранение внутри помещения относительно располагающихся в нем стен, отопительных, вентиляционных систем, глубины помещения, размеров предметов хранения, также установлены расстояния между рядами стеллажей, размеры проходов.
Правилами также установлены требования к размещению и хранению музейных предметов в зависимости от их типа.
Хранение музейных предметов в хранилищах организуется по трем видам - основное (закрытое) хранение, открытое хранение и хранение режимного типа (п.15.9 Правил).
В зависимости от типа хранения Правилами предусматриваются различные требования к местам хранения (стеллажам) - пункты 17.4, 18.4, 20.4, 20.9 23.2, 27.2, 27.10 (наличие закрытых стеллажных полок, дверей распашных с замками и прочее).
Таким образом, исходя из имеющихся у заказчика помещений для хранения и необходимости соблюдения требований Правил по типу хранения, заказчиком в описании объекта закупки определены оптимальные характеристики для изготовления стеллажей по размерам (высота, ширина, глубина полок) и конфигурации согласно Плану расстановки конструкций (приложение к Заданию на оказание услуг).
Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 616.
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню, предусмотренному Постановлением N 616.
На заседании комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
Извещением установлено, что код ОКПД 2 объекта закупки "31.09.99.229", при этом указанный код ОКПД 2 не включен в Перечень, предусмотренный Постановлением N 616.
Учитывая изложенное, а также изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно установивших запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 616, противоречат требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части доводов о включении в описание объекта закупки характеристик товара, ограничивающих число участников закупки Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
Из буквального толкования положений Закона N44-ФЗ следует, что Заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Конкретные аргументы, препятствующие Заявителю подать заявку в жалобе отсутствуют, таким образом, Комиссия Приморского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям Заказчика, при составлении задания на оказание услуг по изготовлению стеллажей металлических Заказчиком использовались параметры, предусмотренные ГОСТ 56356-2015 "Стеллажи металлические для архивов. Технические условия", который распространяется на металлические стеллажи, состоящие из секций высотой не более 3100 мм и эксплуатационной нагрузкой на секцию не более 1000 кг, предназначенные для ручной обработки грузов, используемые в архивах, складах, офисных, производственных и торговых помещениях.
При этом, какие параметры, указанные в описании объекта закупки на оказание услуг, не соответствуют действующему ГОСТу, заявителем не указано.
В свою очередь довод о том, что Заказчик должен был руководствоваться ГОСТ Р 55525-2017 не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия Заказчика МБУК "Музейно - выставочный центр г. Находка" при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение услуг по изготовлению металлических стеллажей по индивидуальному заказу (извещение N 0820600002023000117) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении закрытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 20 июня 2023 г. N 025/06/50-772/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023