Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава", заявитель) - ///, представителей Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (далее - заказчик) - ///, Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (далее - уполномоченный орган) - ///;
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300097523000539 "на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобусами) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам в городе Иркутске (33,39,43,55,57)", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ООО "Слава" на положения
извещения о проведении электронного аукциона, в котором имеются нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, выраженные следующем:
1. Формирование лота при проведении вышеуказанной закупки не соответствует критериям, установленным в письме ФАС России от 02.10.2020 NИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ", в связи с чем, заявитель считает, что заказчиком допущено ограничение конкуренции и количества участников закупки.
2. При проведении электронного аукциона допущено ограничение конкуренции путем необоснованного расширения класса транспортных средств и объединения нескольких маршрутов в один лот.
3. В Иркутской области и в городе Иркутске основную долю подвижного состава составляют марки автобусов малого класса (до 7,5 метров длиной) ГАЗ (модели А64К42, А64В52), максимальная вместимость которых составляет 18 сидячих мест и 19 общая вместимость, что не соответствует требованиям к минимальной вместимости.
4. 15 аукционов на 70 муниципальных маршрутов, с общим количеством транспортных средств (автобусов) 200 единиц содержат нарушения связанные с несоответствием количества и класса транспортных средств, которые определены в соответствии с Реестром маршрутов.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 02.06.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300097523000539 "на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобусами) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам в городе Иркутске (33,39,43,55,57)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 591 139 рублей 30 копейки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 части 2 которой извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.
Порядок формирования лотов является исключительной прерогативой организатора торгов. Но при этом законодательство имеет определенные ограничения, к которым относится требование пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Письмом ФАС России от 02.10.2020 N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ" установлены критерии формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ, в частности, пунктом 1.2 указанного Письма определено, что для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, все маршруты разделены не менее чем на 20 лотов.
Комиссией установлено, что уполномоченным органом в единой информационной системе в 2023 году размещено 21 электронный аукцион на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров.
Таким образом, действия уполномоченного органа соотносятся с позицией, изложенной в официальном письме ФАС России NИА/85875/20.
Однако, Комиссия Иркутского УФАС России обращает внимание, что письмо ФАС России NИА/85875/20 носит рекомендательный характер, а значит параметр минимальное количество лотов применительно к численности населения Иркутской области для уполномоченного органа при проведении закупки должен применяться с учетом региональных особенностей и количество лотов может быть увеличено для целей обеспечения конкуренции.
Уполномоченный орган иных доводов обоснованности формирования лотов не представил.
В свою очередь заявитель также не представил достаточных и необходимых доказательств, указывающих на то, что такое количество объявленных торгов ограничивает количество участников закупки.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России не имеет достаточных оснований для признания довода жалобы заявителя обоснованным.
Позиция заявителя о том, что при проведении электронного аукциона допущено ограничение конкуренции путем необоснованного расширения класса транспортных средств и объединения нескольких маршрутов в один лот не нашла своего подтверждения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 19 августа 2022 года N 1445 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1445) заказчик обязан установить в отношении транспортного средства, предусмотренного графиком движения (выхода) транспортных средств, минимальное количество мест для сидения, минимальное общее количество мест для пассажиров (пассажировместимость).
В целях обеспечения комфортности проезда пассажиров и провоза багажа допускается установление требования к пассажировместимости с учетом норматива площади салона транспортного средства в расчете на одного стоящего пассажира, превышающего значение, указанное заводом изготовителем транспортного средства.
Частью 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Федеральным законом N 44-ФЗ возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении уполномоченным органом норм Федерального закона N44-ФЗ, а также о невозможности подачи заявки в соответствии с извещением о проведении закупки.
Довод заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным органом части 1 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ не подлежит рассмотрению, так как жалоба ООО "Слава" подана на положения извещения об электронном аукционе в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ и рассматривается контролирующим органом в сфере закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Утверждение заявителя о том, что в Иркутской области и в городе Иркутске основную долю подвижного состава составляют марки автобусов малого класса (до 7,5 метров длиной) ГАЗ (модели А64К42, А64В52), максимальная вместимость которых составляет 18 сидячих мест и 19 общая вместимость, что не соответствует требованиям к минимальной вместимости является несостоятельным в силу следующего.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении отсутствуют, следовательно, извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд заказчика.
В зависимости от указанных потребностей заказчик в извещении вправе установить требования, в том числе, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о проведении закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к объектам закупки и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что малый класс сегмента М2/А в городе Иркутске и в регионах представлен автобусами до 22 мест вместимости. Для наиболее эффективного использования бюджетных средств на маршрутах регулярных перевозок в городе Иркутске с учетом сложившегося пассажиропотока целесообразно использовать автобусы с характеристикой 22\19, так как этот ряд представлен широким спектром моделей транспортных средств, имеющийся у перевозчиков как в Иркутской области, так и по России в целом: - семейство ГАЗель NN, ГАЗель NEXT, ГАЗель CITY; - Hyundai County, - семейство Citroen Jumper, Peugeot Boxer, Fiat Ducato и и их российские аналоги (ИМЯ-М-2234 и т.д.); - Ford Transit 222708 и его российские аналоги; По информации, представленной перевозчиками автобусами 22/19 располагают ООО "Бригада" (Fiat Ducato FST613, Mercedes Sprinter), ООО "Экспресс-авто" (ГАЗель NEXT, Fiat Ducato FST613, Mercedes Sprinter), ООО "КарТур" (Fiat Ducato FST613, Mercedes Sprinter), ООО "КОВЧЕГ" (Fiat Ducato FST613, Mercedes Sprinter).
Также представители заказчика указали, что по данным сайта https://fotobus.msk.ru/ и Реестра транспортных средств, включенных в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, автобусы с аналогичной вместимостью имеются у перевозчиков в других регионах. Данная вместимость позволяет перевезти оптимальное количество сидячих пассажиров и также предполагает перевозку не мене 3 стоячих пассажиров, что позволяет обеспечить безопасную и оперативную сменяемость пассажиров на остановочном пункте.
Малый класс сегмента МЗ/1 в городе Иркутске и в регионах представлен автобусами вместимости от 40/19 преимущественно моделями марки ПАЗ, по информации представленной перевозчиками такими автобусами располагают ООО "Маршрут-Сервис", Простое товарищество перевозчиков ООО "Транс-ЛСО", ООО "Баргузин", ИП Лавриненко А.В.; Автоколонна 1948.
Средний класс сегмента МЗ/1 в городе Иркутске и в регионах представлен автобусами вместимости от 52/17 и выше, автобусами располагают ООО "Автомобилист" (ПАЗ 320435-04), ИП Гоман А.В. (МАЗ 206063), ООО "Ковчег" (ПАЗ 4234), ООО "КарТур" (ПАЗ 4234); По данным сайта https://fotobus.msk.ru/ и Реестра транспортных средств, включенных в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, автобусы с аналогичной вместимостью имеются у перевозчиков в других регионах.
Большой класс сегмента МЗ/1 в городе Иркутске и в регионах представлен автобусами различной вместимости с вариативностью от 80 до 116 мест, с количеством сидячих мест от 22 и более. При определении вместимости целесообразно использовать средний показатель с минимальным количеством сидячих мест.
Соответствующими автобусами большой вместимости располагают ООО "Грааль" (НЕФАЗ 5299, ЛИАЗ 529353), ООО "Транс-Вест" (НЕФАЗ 5299).
По данным сайта https://fotobus.msk.ru/ и Реестра транспортных средств, включенных в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, автобусы с аналогичной вместимостью имеются у перевозчиков в других регионах.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что заказчик, указав в извещении о проведении аукциона минимальную вместимость транспортных средств, исходил из своих потребностей с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Кроме того извещение о проведении закупки не содержит указаний на конкретные модели автотранспортных средств, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей или иные индивидуализирующие сведения об объекте закупки.
Аргумент заявителя о том, что 14 аукционов на 66 муниципальных маршрутов с общим количеством транспортных средств (автобусов) 200 единиц содержат нарушения связанные с несоответствием количества и класса транспортных средств, которые определены в соответствии с Реестром маршрутов также признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона 220-ФЗ определено, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно части 10 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения, о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденным распоряжением заместителя мэра - председателем комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 6 марта 2023 года N 404-02-35/23 с внесенными изменениями от 15 мая 2023 года (далее - Реестр), размещенном на официальном портале органов местного самоуправления, определено максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Максимальное количество транспортных средств каждого класса позволяет заказчику определять количество и класс транспортных средств в зависимости от времени сезона транспортного обслуживания, при этом не превышать максимальное количество транспортных средств, отраженных в Реестре. С учетом указанных требований были сформированы электронные документы к извещениям об осуществлении закупок с разделением на периоды транспортного обслуживания.
В соответствии со статьей 7 постановления администрации города Иркутска от 24 декабря 2015 года N 031-06-1231/5 (ред. от 9 сентября 2022 года) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске" максимальное количество и класс транспортных средств, которые используются для перевозок по муниципальному маршруту, определяются для каждого муниципального маршрута исходя из максимально допустимой загрузки улично-дорожной сети, остановочных пунктов и транспортных узлов города Иркутска пассажирским транспортом, устанавливаемых на основании материалов обследования, анализа работы городского пассажирского транспорта, с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
С учетом вышеуказанных требований были сформированы электронные документы к извещениям об осуществлении закупок с разделением на периоды транспортного обслуживания.
Вместе с тем Комиссия Иркутского УФАС России обращает внимание, что в рамках рассмотрения жалобы имеются ограниченные возможности по срокам для принятия решения и всесторонней оценки всех доводов сторон. Материалами жалобы установлено, что при проведении обжалуемой процедуры подана единственная заявка - МУП "Иркутскавтотранс". Такая ситуация, когда единственным участником и победителем торгов становится подведомственное предприятие, указывает на наличие оснований предполагать, что доводы заявителя не безосновательны, но требует дополнительной проверки и анализа причин сложившейся ситуации.
Поскольку заявителем в жалобе приводятся утверждения о наличии в действиях организатора торгов нарушений статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия считает необходимым продолжить оценку обстоятельств в рамках антимонопольного расследования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Слава" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля для рассмотрения вопроса в части наличия/отсутствия признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 июня 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023