резолютивная часть решения объявлена 14.06.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе
при участии представителей Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N15" г.о. Нальчик (далее - Заказчик, Заявитель) К. и Общества с ограниченной ответственностью "Ставюгопт". (далее - Общество) Л., в отсутствии иных лиц,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с расторжением контракта от 17.01.2023 г. N0104300014422000696 (далее - Контракт), заключенного по итогам электронного аукциона N0104300014422000696 "Поставка продуктов питания (мясо кур)" (далее - Аукцион, Закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 06.06.2023 г. поступило обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых Контрактом, заключенным по итогам Аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, проанализировав письменные возражения Общества, выслушав пояснения представителя Заявителя и Общества, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.12.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), был размещен аукцион N0104300014422000696 "Поставка продуктов питания (мясо кур)" с начальной (максимальной) ценой контракта 406 000,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 21.12.2022 г. 14:35 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 29.12.2022 г. 09:00г.; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 29.12.2022 г.; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.12.2022 г.
По результатам проведенного Аукциона, Общество было признано победителем.
17.01.2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный Контракт.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП РФ N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
Ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с 2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п.3.1 Контракта - "Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом, направление Заявок за пределами срока, не допускается. Поставка товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается".
Комиссией установлено, что Обществом в рамках исполнения обязательств по Контракту, согласно размещенным в ЕИС товарным накладным и актам приема-передачи были осуществлены поставки мяса птицы филе 06.02.2023 в количестве 20 кг., 13.02.2023 г. в количестве 50 кг., 27.02.2023 в количестве 30 кг., 06.03.2023 г. в количестве 50 кг., 13.03.2023 г. в количестве 30 кг., 27.03.2023 г. в количестве 20 кг. и 03.04.2023 г. в количестве 20 кг.
Согласно сведения ЕИС стоимость исполненных Обществом обязательств и фактически оплаченных составляет 64 636 рублей 84 коп.
Общая цена контракта составляет 293 785 рублей 24 коп.
Согласно ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В силу ч.11 ст. 95 Закона о контрактной системе если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком в ходе приемки товара поставленного Обществом, было принято решение о направлении поставленного мяса кур в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - ФГБУ) для проведения испытаний с целью производственного контроля поставленного товара.
Согласно протокола лабораторных исследований N2524 от 04.04.2023 г., составленного ФГБУ, 27.03.2023 г. в 11ч.30-м. по адресу Заявителя был осуществлен отбор пробы (образца) мясо птицы филе (изготовитель ИП Байрамуков А.М., дата изготовления 06.03.2023 г.) вес партии 20 кг., дата окончания исследования 03.04.2023 г., по результатам исследования микробиологической лаборатории в исследуемом образце обнаружены бактерии "Salmonella".
Исследование проводилось согласно ГОСТ 31467-2012 Мясо птицы, субпродукты и полуфабрикаты из мяса птицы. Методы отбора проб и подготовка их к испытания и ГОСТ 31659-2012 Продукты пищевые, Метод выявления бактерий рода Salmonella.
Сальмонеллез - инфекционная болезнь, вызываемая различными серотипами бактерий рода Salmonella, характеризуется разнообразными клиническими проявлениями от бессимптомного носительства до тяжелых септических форм.
Согласно протокола лабораторных исследований N2813 от 10.04.2023 г., составленного ФГБУ, 03.04.2023 г. в 15ч.00-м. по адресу Заявителя был осуществлен отбор пробы (образца) мясо птицы филе (изготовитель ИП Байрамуков А.М., дата изготовления 03.04.2023 г.) вес партии 20 кг., дата окончания исследования 10.04.2023 г., по результатам исследования микробиологической лаборатории было выявлено превышение нормативного значения по количеству мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ).
Согласно ГОСТ 10444.15-94 Продукты пищевые. Методы определения количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, гигиенический норматив КМАФАнМ составляет не более 10000 КОЕ/г.
При этом, протоколом лабораторных исследований N2813 от 10.04.2023 г., установлено содержание КМАФАнМ в исследуемой партии в количестве 200000 КОЕ/г.
Для потребителя показатель КМАФАнМ характеризует качество, свежесть и безопасность продуктов питания. Увеличение КМАФАнМ свидетельствует о размножении микроорганизмов, в числе которых могут оказаться патогены и микроорганизмы, вызывающие порчу продукта. Большое количество КМАФАнМ чаще всего свидетельствует о нарушениях санитарных правил и технологического режима изготовления, а также сроков и температурных режимов хранения, транспортирования и реализации пищевых продуктов.
Высокое содержание КМАФАнМ в продуктах питания может вызвать пищевое отравление с признаками диареи, гастроэнтерита.
Довод Общества о том, что Заказчиком не были соблюдены условия хранения продукции, а также довод о том, что исследование проводилось спустя 21 день после поставки партии товара не принимается Комиссией, так как согласно протокола лабораторных исследований N2813 от 10.04.2023 г., забор партии для исследования был осуществлен 03.04.2023 г., сама же партия также была изготовлена 03.04.2023 г.
Согласно п. 4.1.2. Контракта Поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным Контрактом.
17.04.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением п. 4.1.2. Контракта и направлено в адрес Общества. Решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым в течении 10 дней с даты публикации решения на ЕИС.
Решение об одностороннем расторжении Контракта размещено Заказчиком в ЕИС 26.05.2023 г.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик считает Контракт от 17.01.2023 г. расторгнутым с 06.06.2023 года.
Обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в РНП направлено в Управление 06.06.2023 г., с соблюдением срока установленного ч.16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N360) установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч.14 ст.93 Закона о контрактной системе, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с п."а" п. "в", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" п. "в" ч.3 ст.8 ФЗ N360.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.2 ст.10, п.2 ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке. Установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден и при прекращении договора в случае одностороннего отказа стороны от договора (его расторжении).
Таким образом, целью законодательства является именно надлежащее уведомление заказчиком исполнителю (подрядчику) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью соблюдения прав и интересов последнего, в том числе предоставляя ему возможность обжалования данного решения. Законом императивно не установлен определенный способ уведомления заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) о принятом им решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Наоборот, законодатель четко установил, что датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Недобросовестное поведение Общества и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Комиссия отмечает, что Обществом с момента принятия решения об одностороннем расторжении Контракта не предприняты какие-либо существенные меры направленные на устранение выявленных при исполнении Контракта нарушений, на заседание Комиссии документов и сведений подтверждающих обратное не представлено.
Таким образом, в силу ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, контракт был расторгнут правомерно.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно материалам дела, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком приняты и оплачены обязательства на сумму 64 636 рублей 84 коп., а обязательства в оставшейся части Заказчиком не принимались и не оплачивались.
Также Комиссия отмечет, что раннее Управлением рассматривалось обращение муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N1 г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР" о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в связи с расторжением Контракта N3070200682122000005 от 26.09.2022 г., по итогам рассмотрения которого во включении Общества с РНП было отказано (решение N007/06104-753/2022 от 11.11.2022 г.).
Согласно ч.22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п.1 ч.10 ст.104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения Заявителя, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Закона о контрактной системе, ПП РФ N1078, Правил, Комиссия,
Решила:
1.Удовлетворить обращение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N15" г.о. Нальчик о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Ставюгопт" (ИНН: 2636215774; ОГРН: 1182651013632; КПП:263601001, sooo18@bk.ru) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Ставюгопт" (ИНН: 2636215774; ОГРН: 1182651013632; КПП:263601001 sooo18@bk.ru) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.06.2023 |
08.06.2023 |
06.06.2023 г. |
0 |
07.06.2023 г. |
14.06.2023 г. |
14.06.2023 г. |
0 |
19.06.2023 г. |
19.06.2023 г. |
00 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 июня 2023 г. N 007/06/104-496/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023