Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК "СТОЛИЦА" по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение работ по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы муниципального бюджетного учреждения культуры г. Сочи "Литературно-мемориальный музей Н. Островского", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Корчагина, д. 4 (включая проектно-изыскательские работы)" (извещение: N 0118300018722000725),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК "СТОЛИЦА" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Выполнение работ по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы муниципального бюджетного учреждения культуры г. Сочи "Литературно-мемориальный музей Н. Островского", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Корчагина, д. 4 (включая проектно-изыскательские работы)" (извещение: N 0118300018722000725).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2022 NИЭА1 ООО "ФСК "СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
23.09.2022 г. между МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" и ООО "ФСК "СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 43 531 596, 25 рублей.
01.06.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: ООО "ФСК "СТОЛИЦА";
- адрес: 350000, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4;
- ИНН: 7702423507, КПП: 231001001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" проводился электронный аукцион: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Выполнение работ по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы муниципального бюджетного учреждения культуры г. Сочи "Литературно-мемориальный музей Н. Островского", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Корчагина, д. 4 (включая проектно-изыскательские работы)" (извещение: N 0118300018722000725).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2022 NИЭА1 ООО "ФСК "СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
23.09.2022 г. между МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" и ООО "ФСК "СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 43 531 596, 25 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по мероприятию: "Ремонтно-реставрационные работы муниципального бюджетного учреждения культуры г. Сочи "Литературно-мемориальный музей Н. Островского", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Корчагина, д. 4 (включая проектно-изыскательские работы)" (далее - объект),по мероприятию муниципальной программы города "Развитие отрасли "Культура" города Сочи", утвержденной постановлением администрации города Сочи N 2849 от "08" декабря 2021 года (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с настоящим контрактом, а также приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью (далее - работы).
В соответствии с п. 3.2.2 контракта окончание выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 1), с даты заключения муниципального контракта до 30.06.2023 г.
Контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения (под этапом исполнения Контракта следует понимать выполнение работ Подрядчиком, приемка и оплата заказчиком):
1 этап "Конструктивные решения (этап 1)": с 01.11.2022 г. по 28.12.2022,
2 этап "Архитектурные решения (этап 1)": с 01.11.2022 г. по 30.12.2022,
3 этап "Доставка материалов": с 01.11.2022 г. по 26.12.2022,
4 этап "Конструктивные решения (этап 2)": с 09.01.2023 г. по 24.04.2023,
5 этап "Архитектурные решения (этап 2)": с 09.01.2023 г. по 26.06.2023,
6 этап "Реставрационные работы": с 15.02.2023 г. по 25.07.2023.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ФСК "СТОЛИЦА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
По состоянию на 01 июня 2023 года Подрядчиком не исполнены обязательства по контракту.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.18.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.06.2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.06.2023 г. решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "ФСК "СТОЛИЦА", объект, составляющий предмет исполнения обязательств, является объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Статья 45 Федерального закона определяет порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, которые проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
ООО "ФСК "СТОЛИЦА" пояснило, что поскольку объект, составляющий предмет Контракта, относится к объектам культурного наследия, с учетом требований вышеуказанного законодательства, проведение работ без разрешения уполномоченного органа не будет соответствовать требованиям законодательства об охране памятников.
Так, по условиям пункта 3.2.3. Контракта до начала выполнения работ Подрядчик обязан получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в органе охраны объектов культурного наследия (Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.
Согласно графику выполнения работ по Объекту (Приложение N 1 в редакции Дополнительного соглашения N 121-1 от 15.12.2022, являющегося неотъемлемой частью Контракта) срок получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия установлен с даты заключения муниципального контракта до 25.01.2023 г.
В рамках исполнения обязательств по Контракту Подрядчиком, в соответствии с требованиями предъявляемыми законодательством к порядку выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на основании предоставленных Заказчиком по запросу Подрядчика документов, находящихся в зоне ответственности Заказчика, 17.01.2023 ООО "ФСК "Столица" получено Разрешение на проведение работ N 3/2023 от 13.01.2023 г.
По запросу Подрядчика (письмо от 28.09.2022 исх. N 106) копия муниципального контракта на выполнение работ по научному руководству и авторскому надзору на Объекте от 07.12.2022 N 121-АН-ЕП, а также копия приказа о назначении технического надзора от 23.09.2022 N 197 Заказчиком предоставлены в адрес Подрядчика сопроводительным письмом от 09.12.2022 (исх. N 2804).
Подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии с проектно-сметной документацией, графиком выполнения работ (Приложение N 1), требованиями технических регламентов, стандартами, сводами правил и иными нормативными правовыми актами в области строительства, а также обеспечить качество выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией, действующими нормами и техническими условиями (пункт 4.4.2. Контракта).
Так, при проведении работ по Объекту Подрядчиком выявлены недостатки проектной документации, переданной Заказчиком в рамках исполнения своих обязательств по контракту, выразившиеся в установлении объемов и видов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, а также проблемные вопросы, требующие разработки дополнительных проектных решений, без устранения которых проведение работ угрожают годности и прочности выполняемых работ, а также создают невозможность их выполнения, в связи с чем Заказчик был уведомлен Подрядчиком о приостановке работ по Контракту (письма от 27.01.2023 исх. N 23, от 27.01.2023 исх. N 25).
Письмами от 27.01.2023 исх. N 25 и от 08.02.2023 исх. N 39 Подрядчик сообщил Заказчику об отсутствии в проектной документации проектных решений по устройству инженерного обеспечения (по электроснабжению, по отоплению и вентиляции объекта, по сетям связи, в том числе по расположению оконечного оборудования (сигнализация объекта, элементы пожарной безопасности и т.д.) и необходимости разработки инженерных разделов для нормального функционирования Объекта.
В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ Подрядчиком выявлены отклонения (недостатки и нарушения) в части существующих инженерных систем, которые препятствуют дальнейшей эксплуатации здания без проведения ремонтных, восстановительных работ, а также работ по полной замене некоторых инженерных коммуникаций, о чём Подрядчик уведомил Заказчика письмом от 22.03.2023 исх. N 76 ООО "ФСК "Столица" в дополнение к вышеуказанному обращению от 27.01.2023 исх. N 25.
После получения вышеуказанного обращения, Заказчик подтвердил необходимость проведения ремонтных работ в отношении инженерных систем, не предусмотренных проектно-сметной документацией (письмо МКУ г. Сочи "УКС" от 22.03.2023 исх. N 652, а также Акт комиссионного осмотра инженерных систем).
В части выявленных Подрядчиком в процессе производства работ отличий фактического состояния конструкций от проектных решений, 27.03.2023 комиссией, с участием представителей Заказчика, разработчика проектной документации (ООО "АСГАРД"), а также представителей Департамента строительства администрации г. Сочи и Управления культуры администрации г. Сочи, проведен комиссионный осмотр Объекта, по результатам которого принято решение произвести обследование фактического состояния конструкций и отделочных материалов, имеющих историческую ценность, в частности изразцов камина (Акт комиссионного осмотра от 27.03.2023 прилагается).
Акт содержит решение выполнить перепроектирование на основании предоставленных актуальных данных по результатам обследования и указать в проектной документации недостающие виды и объемы работ.
Письмом от 17.05.20253 исх. N 144, а также от 23.05.2023 исх. N 152 Подрядчик уведомил Заказчика о заключении договора на выполнение работ по обследованию от 17.05.2023 N 2023/05-.
Подрядчиком в ходе производства работ выявлена необходимость в работах по усилению кирпичной кладки стен и печей, а также перекладки опорных зон перемычек, в связи с чем в адрес Заказчика направлены на согласование соответствующие принципиальные проектные решения (письмо от 28.04.2023 исх. N 125).
В соответствии с частью 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной заказчиком технической документации; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы.
По условиям Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан немедленно известить Муниципального заказчика и до получения от него указаний, приостановить работы при обнаружении непригодности или недоброкачественности технической документации; возможных неблагоприятных для Муниципального заказчика последствий выполнения указаний о способе выполнения работ, а также иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок (пункта 4.4.10 Контракта).
Без устранения выявленных Подрядчиком в процессе производства работ недостатков проектной документации, проведение работ по Объекту угрожают годности и прочности выполняемых работ, а также создают невозможность их выполнения, в связи с чем Подрядчик уведомил Заказчика о приостановлении выполнения работ по контракту.
Согласно пункту 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе выполнения работ Общество уведомляло Заказчика о том, что в проектной документации имеются недостатки, независящие от подрядчика.
Общество имело намерения завершить работы по контракту, в связи с чем признаки явного недобросовестного поведения в данном случае отсутствуют.
Согласно п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Таким образом, учитывая тот факт, что ООО "ФСК "СТОЛИЦА" во исполнение условий муниципального контракта неоднократно предпринимало усилия по согласованию действий с Заказчиком, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях хозяйствующего субъекта признаки недобросовестности.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" в отношении ООО "ФСК "СТОЛИЦА" (350000, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4; ИНН: 7702423507, КПП: 231001001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 июня 2023 г. N РНП-23-436/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023