Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные министерством природных ресурсов Краснодарского края, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Проектный Институт Территориального Развития" по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: N 0818500000823001567),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Проектный Институт Территориального Развития" (далее - Подрядчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: N 0818500000823001567).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2023 NИЭОК1 ООО "Проектный Институт Территориального Развития" признано победителем закупки.
05.04.2023 г. между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "Проектный Институт Территориального Развития" заключен контракт на сумму 5 500 000,00 рублей.
02.06.2023 г. Поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: ООО "Проектный Институт Территориального Развития";
- адрес: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, д. 139, пом. 6;
- ИНН: 2360013908, КПП: 230801001
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края проводился открытый конкурс в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: N 0818500000823001567).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2023 NИЭОК1 ООО "Проектный Институт Территориального Развития" признано победителем закупки.
05.04.2023 г. между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "Проектный Институт Территориального Развития" заключен контракт на сумму 5 500 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить подрядные работы по мероприятию: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (далее - Работы) в соответствии с утвержденной проектной документацией и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 1.4 контракта сроки выполнения работы: с даты заключения Контракта. Подрядчик должен завершить выполнение Работ и сдать их результат в 2023 году - не позднее 15 ноября 2023 г., в 2024 году - не позднее 15 октября 2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.18.4 контракта).
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.06.2023 г. Поставщик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.06.2023 г. решение размещено в ЕИС.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.21 ст.95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пояснениям ООО "Проектный Институт Территориального Развития", 18.04.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо N ИС 500-270-23 в котором сообщил о возникших препятствиях и с учетом установленных обстоятельств просил Заказчика разъяснить в течение 3 (трёх) рабочих дней с даты получения письма дальнейшие действия Подрядчика, так как в случае несвоевременного содействия со стороны Заказчика по устранению выявленных препятствий, надлежащее исполнение обязательств по условиям Контракта не представляется возможным, предложило Заказчику рассмотреть возможность направить проектно-сметную документацию на доработку проектировщику, по гарантийным обязательствам проектировщика, сообщило, что 20.04.2023 на объекте работ будут присутствовать полномочные представители Подрядчика, в связи с чем просило Заказчика обеспечить присутствие представителей Заказчика и администрации Хостинского района и указать время для проведения очной встречи с целью оперативного разрешения возникшей ситуации по исполнению Контракта.
Заказчик на указанное письмо не ответил, разъяснений не представил.
20.04.2023 письмом N ИС 500-283-23 Подрядчик запросил у Заказчика ПСД на бумажном носителе.
Запрашиваемые документы не направлены Исполнителю.
16.05.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо N ИС500-343-2023, в котором повторно указало на сложившуюся ситуацию, препятствующую исполнению Контракта с приложением сведений о проведенном Подрядчиком исследовании фактического состояния грунтов на месте 3 проведения работ. (Договор оказания услуг N 26-лр на выполнение лабораторных работ, Ведомость результата анализа физических свойств грунта).
С учётом того, что со стороны Заказчика не предпринято никаких действий для устранения обстоятельств, препятствующих проведению работ, Подрядчик, уведомил Заказчика о приостановлении выполнения работ до момента предоставления исправленной проектно-сметной документации.
29.05.2003 в связи с отсутствием ответов на направленные письма от 18.04.2023 N ИС500-270-2023, от 20.04.2023 N ИС500-283- 2023, от 16.05.2023 N ИС500-343-2023 (вх. номера 202-18112/23, 202-18828/23, 202- 22348/23) Подрядчик направил письмо с требованием в течении двух рабочих дней с момента получения письма, предоставить ответы на ранее направленные письма, а также, с учетом фактического отказа Заказчика от взаимодействия, в случае невозможности устранения Заказчиком препятствий, послуживших основанием для приостановки выполнения работ, предложил Заказчику рассмотреть возможность расторжения государственного контракта от 5 апреля 2023 г. N 10 по соглашению сторон.
Ответ от Заказчика не представлен.
02.06.2023 Подрядчик принял решение об отказе от исполнения Контракта.
Основаниями для одностороннего отказа, как указывает Подрядчик, послужили следующие причины, препятствующие проведению работ:
1. При протяженности 2 км при инженерно-геологических изысканиях требуется не менее 7 створов (через 300 м, СП 446.1325800.2019 "Инженерногеологические изыскания для строительства", СП 4713330.2016 "Инженерные изыскания для строительства") по 3 скважины в каждом створе (21 скважина), а также бурение на глубину от 3 до 5 м. Однако в соответствии с составом работ предусматривалось колонковое бурение12 шт./84 п.м., что в среднем предусматривает бурение на глубину 7 м. Количество скважин недостаточно для объективной оценки геологического строения территории. Специалистами в ходе ознакомления с отчетом по инженерно-геологическим изысканиям 27-2022-ТКР Раздел 3. "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского 4 округа город-курорт Сочи Краснодарского края", указывалось на отсутствие поперечных геолого-литологических разрезов, рассчитать без которых объемы земляных работ не представляется возможным. Следовательно, объем полученных земляных масс 24000 м3 указанный в данном разделе является заведомо недостоверным.
2. Согласно инженерно-геологическим изысканиям отложения реки представлены галечниковым грунтом с суглинистым заполнителем и примесью песка, с включением валунов и глыб. Наличие суглинистого заполнителя не характерно для рек черноморского побережья. Так, в отчете ООО "Регион" выполненном в 2012 году, на данном участке выделен 1 инженерно-геологический элемент - галечниковый грунт с песчаным заполнителем, с прослоями суглинков и глин. Гранулометрический анализ, проведенный в 2023 году, согласно ГОСТ 25100- 2020 "Грунты. Классификация" показал, что в русле находятся гравийные грунты с супесчаным и песчаным заполнителем. Инженерно-геологические изыскания Заказчика не соответствуют действительности.
3. В проектно-сметной документации 27-2022-ТКР Раздел 3. "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" в ведомости объемов работ указан объем грунта 24000 м3 , при плотности 1.5 т/м3 определяется 36001 тонн для вывоза грунта. Специалистами проведено полевое определение плотности рыхлого грунта согласно ГОСТ Р 70260-2022 "Грунты. Методы полевого определения плотности крупнообломочных грунтов" и получен следующий показатель 1,79 т/м3 . В связи с этим тоннаж при вывозе грунта должен составлять 42960 т, что на 16,2 % превышает тоннаж, указанный в ведомости объемов работ. Так же, по данным отчета ООО "Регион" плотность рыхлого грунта на участке 1,80-1,88 т/м3. Плотность рыхлого грунта в ведомости объемов работ и в сметном расчете сильно занижена. Специалистами проведено полевое определение плотности рыхлого грунта согласно ГОСТ Р 70260-2022 "Грунты. Методы полевого определения плотности крупнообломочных грунтов" и получен следующий показатель 1,79 т/м3 . Таким образом, в связи с некорректной плотностью грунта необходимо откорректировать Ведомость объемов работ и сметную документацию 27-2022-СД.1 Книга 1. Сметная документация 5.2 27-2022-СД.2 Книга 2. Ведомость объёмов работ 4. Отсутствуют и не предусмотрены площадки для разделки и штабелирования древесины. На этапе проектирования Проектировщик должен провести работу по поиску площадок, а также составления сметы затрат на их обустройство, аренду, а также предоставить письмо по приемке древесины на Белореченском полигоне на прием этой древесины с расценкой на ее утилизацию, необходимо учесть это в сметном расчете. С учетом того, что данная информация отсутствует в сметной документации, необходимо внести изменения в проектную документацию.
5. Выявлено, что вместо 4 съездов имеется в наличии фактически 1, с элементами благоустройства (уличная плитка), и он не может быть использован без дополнительной подготовки (ввиду разрушения при проведении работ) для пропуска грузовой техники. Восстановительные работы разделом 3 и 5 ПОС не предусмотрено. При использовании одного съезда невозможно обеспечить выполнение работ 5 в сроки, указанные в календарном плане, поэтому предлагаем предусмотреть съезды в соответствии с 27-2022-ПОС Раздел 5. "Проект организации строительства".
6. Отсутствует информация по площадке для приемки грунтов в районе с Хлебороб, а именно координаты, номер кадастрового участка и площадь, а также информация о использовании данного грунта, предоставленные администрацией согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N 220 "Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов".
7. Не согласована с землепользователями (собственниками, арендаторами) площадка стоянки для техники на этапе проектирования, затраты на ее аренду/обустройство не включены в сметные расчеты.
8. В связи с началом производства работ Заказчиком не передана геодезическая разбивочная основа, необходимая для выноса в натуру трасы оси производства работ согласно пункту 7.1. СП 48.13330.2019 "Организация строительства". Отсутствуют акты сдачи и приёмки реперов от Заказчика Подрядчику.
9. Отсутствуют согласования на приемку сточных вод с площадки и отстоя техники очистных сооружений. Не учтены расходы на утилизацию сточных вод в сметном расчете.
10. В разделе ПОС на стр. 39 указана валка деревьев в количестве 700 штук, однако в проектной документации не приведены данные, на основании которых указано такое количество.
11. В разделе ООС стр. 15 указано, что Краснокнижные виды на территории отсутствуют, при этом в разделе ПЗ указано следующее: "На участках производства работ произрастает древесно-кустарниковая растительность, подлежащая ликвидации. При этом самосевные деревья пород рододендрон и бересклет подлежат сохранению, поскольку являются растениями, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края" и, таким образом, указана недостоверная информация.
12. Необходимо предоставить редактируемые форматы dwg планов, проектных профилей, а также сметную документацию в формате Гранд сметы для оценки увеличения объема работ и цены Контракта.
Согласно пояснениям Заказчика, ООО "Проектный институт территориального развития" не направлено заявление в министерство о получении водного объекта в пользование.
Указанные мероприятия реализуются на основании разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" проектной документации, прошедшей государственную экспертизу N 72/39Н-22 от 27 сентября 2022 г. и согласованной с главным распорядителем бюджетных средств - Федеральным агентством водных ресурсов.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Также, в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 09.06.2023 г. заключенное между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "Проектный Институт Территориального Развития" о расторжении контракта по соглашению сторон.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ООО "Проектный Институт Территориального Развития" признаки недобросовестности.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством природных ресурсов Краснодарского края в отношении ООО "Проектный Институт Территориального Развития" (350020, г. Краснодар, ул. Красная, д. 139, пом. 6; ИНН: 2360013908, КПП: 230801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 июня 2023 г. N РНП-23-437/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023