Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей заявителя ООО "ЛАТРЕК" Якимовеца В.С. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Мацькова В.В. (доверенность от 12.05.2023 б/н) и в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Авдеевой Т.Г. (доверенность от 03.11.20222 N55), Горбунова М.Г. (доверенность от 08.06.2023 N16), Зверевой О.В. (доверенность от 08.06.2023 N15), рассмотрев жалобу ООО "ЛАТРЕК" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N0325100016023000274), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.06.2023 поступила жалоба ООО "ЛАТРЕК" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N0325100016023000274) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 07.06.2023 NНМ/3232/23, NНМ/3230/23 рассмотрение жалобы было назначено на 13.06.2023 на 10 час. 00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей заявителя ООО "ЛАТРЕК" Якимовеца В.С. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Мацькова В.В. (доверенность от 12.05.2023 б/н) и в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Авдеевой Т.Г. (доверенность от 03.11.20222 N55), Горбунова М.Г. (доверенность от 08.06.2023 N16), Зверевой О.В. (доверенность от 08.06.2023 N15).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 14.06.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей заявителя ООО "ЛАТРЕК" Якимовеца В.С. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Мацькова В.В. (доверенность от 12.05.2023 б/н) и в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Авдеевой Т.Г. (доверенность от 03.11.20222 N55), Горбунова М.Г. (доверенность от 08.06.2023 N16), Зверевой О.В. (доверенность от 08.06.2023 N15).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 16.06.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей заявителя ООО "ЛАТРЕК" Якимовеца В.С. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Мацькова В.В. (доверенность от 12.05.2023 б/н) и в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Авдеевой Т.Г. (доверенность от 03.11.20222 N55), Горбунова М.Г. (доверенность от 08.06.2023 N16), Зверевой О.В. (доверенность от 08.06.2023 N15).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
30.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
02.06.2023 Заказчик внес изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом закупки).
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка медицинских изделий разного вида, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N620).
Комиссия считает довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в прикрепленном к Извещению файле "Описание объекта закупки" установил характеристики товаров, необходимых к поставке.
При этом, пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Во исполнение пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации 19.04.2021 принято Постановление N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Пунктом 1 Постановления N620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Согласно пункту 2 Постановления N620 определено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
В данном случае в объект закупки объединены медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (коды видов медицинских изделий NN 131670, 136170, 238780, 165000, 212150, 177900, 296690).
При этом НМЦК аукциона составляет 54 601 000,00 рублей, то есть, значительно превышает значения, установленные Постановлением N 620.
Согласно приложению N1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи*, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
* Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:
Комиссией Управления установлено, что необходимые к поставке товары имеют различный код номенклатурной классификации.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2021) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Таким образом, техническая документация, являясь неотъемлемой частью документации на медицинское изделие, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделиях, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).
В случае, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса хирургического вмешательства, и необходимые заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, имеющих разные коды видов медицинских изделий возможно при условии, что их совместное применение предусмотрено инструкциями по применению и (или) иной эксплуатационной документации производителя.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в позициях 13-16 файла "Описание объекта закупки" к Извещению описано основное медицинское изделие "Катетер баллонный стандартный для коронарной ангиопластики", которое в соответствии с Инструкцией производителя применяется для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике для расширения стенозированных коронарных артерий.
Иные медицинские изделия, по мнению Заказчика, являются расходными материалами к указанному катетеру.
Однако представителями Заказчика не были предоставлены инструкции или какие-либо иные документы производителей указанных баллонных катетеров, из которых бы следовало, что все иные закупаемые Заказчиком в данном аукционе медицинские изделия предусмотрены производителями (изготовителями) катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики для использования таких балонных катетеров.
Кроме того, представители Заказчика не предоставили инструкции или какие-либо иные документы на все входящие в объект закупки изделия, которые они считают расходными материалами к катетерам баллонным стандартным для коронарной ангиопластики, из которых бы следовало, что производители (изготовители) таких изделий предусмотрели их использование с катетерами баллонными стандартными для коронарной ангиопластики.
Так, например, представителями Заказчика не представлено документальных доказательств того, что по позициям 7, 9-12 файла "Описание объекта закупки" к Извещению медицинское изделие "Катетер ангиографический, одноразового использования" применяется совместно с основным медицинским изделием катетером баллонным стандартным для коронарной ангиопластики.
Представленный Заказчиком скриншот с инструкции на ангиографический катетер OPTITORQUE не содержит информации о том, что ангиографиеский катетер является расходным материалом к катетеру баллонному стандартному для коронарной ангиопластики и используется вместе с последним.
Также, например, не представлено документальных доказательств доводов Заказчика о необходимости применения изделий, указанных в позициях 22 "Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования" и 23 "Проводник для захвата эмболов", для использования катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики.
Доводы представителей Заказчика о том, что при использовании катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики хируруг может использовать также иные катетеры, не свидетельствуют о соблюдении законодательства о контрактной системе при проведении аукциона, поскольку Постановление N 620 допускает возможность объединения в один лот разных медицинских изделий только в случаях:
1) непревышения установленного указанным постановлением размера НМЦК;
2) заключения в случаях, установленных Правительством РФ, контрактов жизненного цикла;
3) проведения закупок медицинских изделий и расходных материалов к нему, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
То есть, в соответствии с Постановлением N 620 возможность использования врачами при проведения оперативных вмешательств медицинских изделий различных видов, которые не являются расходными по отношению к какому-либо основному медицинскому изделию, не обеспечивают проведение манипуляций в соответствии с функциональным назначением основного медицинского изделия, и без использования которых основное изделие не может использоваться, не является обстоятельством, позволяющим закупать медицинские изделия различных видов одним лотом.
При этом при наличии у Заказчика обоснованной потребности в медицинских изделиях различных видов, Заказчик не лишен возможности закупки таких изделий отдельными лотами.
Доводы представителей Заказчика о том, что проведение закупок отдельными лотами значительно увеличивает нагрузку на специалистов Заказчика, не свидетельствуют о возможности нарушения законодательства о контрактной системе.
В своих возражениях на жалобу Заявителя Заказчик ссылается также на письмо ФАС России от 24.04.2023 N МШ/31508/23.
Однако указанным письмом ФАС России сообщила, что при проведении закупок допустимо объединение в один лот стентов для коронарных артерий и различных расходных материалов к нему (интродьюсеров, катетеров, проводников и др), без которых стент не может быть установлен в артерию.
В данном случае Заказчик объединил в один аукцион самостоятельные медицинские изделия, которые не обеспечивают использование друг друга.
Судебная практика, которую приводит Заказчик в своих возражениях, также не подтверждает его позицию, поскольку в приведенных в качестве примера судебных решениях рассматривался вопрос об объединении в одну закупку именно основных медицинских изделий (стентов) с расходными материалами к нему, что подтверждалось инструкциями производителей медицинских изделий. Кроме того, в момент вынесения судебных решений действие Постановления N 620 было приостановлено.
На основании изложенного Заказчиком в нарушение пункта 2 части 29 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления N 620 объединены в один лот электронного аукциона медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Указанный вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2023 по делу N А40-50307/22 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.12.2022 по делу NА19-18841/2021.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, жалоба Заявителя является обоснованной.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании аукциона.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, п. 2 ч. 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛАТРЕК" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N0325100016023000274) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) нарушившим пункт 2 части 29 статьи 34, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 1 постановления Правительства РРФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N0325100016023000274) .
3. Выдать государственному заказчику ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый N0325100016023000274).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июня 2023 г. N 030/06/42-585/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023