Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Неофарм", в присутствии представителей государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" Ефремова А.Л. (доверенность от 15.06.2023 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Неофарм" на действия государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку катетеров, шприцев, скальпелей (реестровый N0325100028623000008), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 08.06.2023 поступила жалоба ООО "Неофарм" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку катетеров, шприцев, скальпелей (реестровый N0325100028623000008) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 09.06.2023 NНМ/3277/23, NНМ/3276/23 рассмотрение жалобы было назначено на 16.06.2023 на 14 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области;
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Неофарм", в присутствии представителей государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" Ефремова А.Л. (доверенность от 15.06.2023 б/н).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 16.06.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Неофарм", в присутствии представителей государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" Ефремова А.Л. (доверенность от 15.06.2023 б/н).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
01.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании Извещения, поскольку необоснованно объединены в один лот шприцы, совместимые с инфузионными насосами марки Перфузор по позиции 10 технического задания, со шприцами общего назначения.
Также, Заявитель считает, что совокупности требований, установленных для поставляемых товаров по позиции 10 технического задания, соответствуют товары исключительно зарубежных производителей, поскольку поставляемые шприцы должны быть совместимыми со шприцевыми насосами марки Перфузор от компании B.Braun (Руководство по эксплуатации шрицевого насоса Перфузор), что фактически исключает возможность отечественных производителей шприцев воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
В соответствии с требованиями Технического задания (описание объекта закупки) к поставке требуются шприцы (коды КТРУ: 32.50.13.110-00004580).
Согласно позиции 10 Технического задания к поставке требуются шприцы 50 мл трехкомпонентные, который должен быть совмемтим с насосами марки Перфузор.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы принято Постановление N 102.
В Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N 102, включен ОКПД 2 "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Положениями Постановления N 102 определено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень 1 и не включенные в него (п. 2(2) Постановления N 102).
При этом, указанное постановление не устанавливает каких-либо запретов на объединение в один лот товаров зарубежного и российского производства.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлены ограничение допуска и условия допуска, предусмотренные Постановлением N 102.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В рамках данной закупки Заказчик реализовывает потребность медицинского учреждения в шприцах единого функционального назначения, но с различными техническими характеристиками, с целью максимального охвата возможных вариантов применения указанных изделий медицинского назначения при проведении медицинских процедур.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокоэффективной помощи населению.
В данном случае объектом закупки являются шприцы, часть из которых должна быть совместима со шприцевыми насосами Перфузор, и шприцы, не требующие совмещения с данными насосами.
Право Заказчика на указание в закупочной документации ссылки на товарный знак прямо предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в случае закупи расходных материалов (иглы) к имеющемуся у него оборудованию (насосы марки Перфузор).
В рассматриваемом случае объединение товаров (шприцев) в один лот обусловлено потребностями Заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2022 NФ05-32427/2021 по делу NА40-86441/21-93-627, Постановление Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 02.02.2018 N Ф08-11029/2017 по делу N А32-13039/2017).
Кроме того, согласно выводам, указанным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 и пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2021, по общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В описании объекта закупки Заказчик не указывает на то, что необходимы шприцы конкретного производителя, таким образом участники закупки вправе предложить шприцы любого производителя, отвечающие установленным заказчиком требованиям. Для Заказчика не имеет значения, шприцы какого производителя будут предложены, необходимо, чтобы характеристики предлагаемого товара удовлетворяли его потребности.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Доказательств, что Заявитель не имеет возможности закупить и поставить такие шприцы Комиссии УФАС, не представлено.
Положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчиков при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам.
Таким образом, техническое задание содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, доводы Заявителя признан необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неофарм" на действия государственного заказчика Астраханского филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку катетеров, шприцев, скальпелей (реестровый N0325100028623000008) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 июня 2023 г. N 030/06/42-589/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023