Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие заявителя - ИП Тожибаева З.П., надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя заказчика Акционерного общества "Особая экономическая зона "Лотос" - Апарина А.С. (доверенность N06/868-СМ от 15.05.2023 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - Акционерного общества "Особая экономическая зона "Лотос" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области. Инженерная инфраструктура: сети и сооружения дождевой канализации, электроснабжения, связи. Объекты транспортной инфраструктуры. Производственно-эксплуатационная база инженерных систем. Ограждение (корректировка)" Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК1 до УПК2; от УПК2 до УПК3; от УПК11 до УПК12; от УПК13 до УПК14). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК15 до УПК16). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК3 до УПК18). (реестровый N2025500000123000007), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.06.2023 поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель,) на действия заказчика - Акционерного общества "Особая экономическая зона "Лотос" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области. Инженерная инфраструктура: сети и сооружения дождевой канализации, электроснабжения, связи. Объекты транспортной инфраструктуры. Производственно-эксплуатационная база инженерных систем. Ограждение (корректировка)" Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК1 до УПК2; от УПК2 до УПК3; от УПК11 до УПК12; от УПК13 до УПК14). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК15 до УПК16). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК3 до УПК18). (реестровый N2025500000123000007) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного конкурса не соответствует требованиям Закон о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
30.05.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного конкурса (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 469 168.54 рублей.
Податель жалобы считает, что при размещении на официальном сайте проектной документации Заказчиком нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а также постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение), в частности, не размещены локальные сметные расчеты (сметы).
На основании изложенного, податель жалобы считает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В ч. 2 ст. 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Постановлением N 87 утвержден состав разделов проектной документации и требования к их содержанию. При этом, в п. 28 раздела II Положения установлено, что проектная документация должна содержать раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" в который входит текстовая часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметная документация.
Согласно п. 30 данного раздела Положения сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчик действительно не разместил на официальном сайте локально сметные расчеты, что не отрицалось представителем Заказчика.
Таким образом, не разместив в ЕИС локально-сметные расчеты, заказчик нарушил требования ч.3 ст.7, п.1 ч.2 ст.42, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно, не разместил проектно-сметную документацию в полном объеме, что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена ч.3 ст.7.30 КоАП РФ.
Подобная позиция изложена в Письме ФАС России N АЦ/14427/16 от 09.03.2016 г.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение Постановления N 2604) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения Постановления N 2604, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п. п. 24 - 25 Положения Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 31 Положения Постановления N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству линейного объекта, не являющегося автомобильной дорогой. Таким образом, Заказчиком должны были быть применены особенности оценки заявок, установленные п.31 Постановления N2604.
Однако, Заказчиком в качестве документа, подтверждающего опыт в соответствии с подпунктом "в" п.31 Положения, установлен исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (в том числе линейном объекте), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
1) контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
2) контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ;
3) контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона N44-ФЗ;
4) договор, не относящийся к контрактам, указанным в пунктах 1-3, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, установление Заказчиком возможности предоставления в качестве подтверждения наличия опыта контрактов (договоров) в отношении всех объектов капитального строительства, а не только в отношении линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, нарушает п. 31 Постановления N2604.
В свою очередь, установление такого порядка оценки заявок на участие в конкурсе, который не соответствует требованиям Постановления N 2604, нарушает требования части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует в действиях Заказчика признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - Акционерного общества "Особая экономическая зона "Лотос" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области. Инженерная инфраструктура: сети и сооружения дождевой канализации, электроснабжения, связи. Объекты транспортной инфраструктуры. Производственно-эксплуатационная база инженерных систем. Ограждение (корректировка)" Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК1 до УПК2; от УПК2 до УПК3; от УПК11 до УПК12; от УПК13 до УПК14). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК15 до УПК16). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК3 до УПК18). (реестровый N2025500000123000007) обоснованной.
2. Признать заказчика - Акционерное общество "Особая экономическая зона "Лотос" нарушившим ч.3 ст.7, п.8 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42, часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области. Инженерная инфраструктура: сети и сооружения дождевой канализации, электроснабжения, связи. Объекты транспортной инфраструктуры. Производственно-эксплуатационная база инженерных систем. Ограждение (корректировка)" Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК1 до УПК2; от УПК2 до УПК3; от УПК11 до УПК12; от УПК13 до УПК14). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК15 до УПК16). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК3 до УПК18). (реестровый N2025500000123000007).
3. Выдать заказчику Акционерное общество "Особая экономическая зона "Лотос" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, "Объекты капитального строительства на территории "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области. Инженерная инфраструктура: сети и сооружения дождевой канализации, электроснабжения, связи. Объекты транспортной инфраструктуры. Производственно-эксплуатационная база инженерных систем. Ограждение (корректировка)" Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК1 до УПК2; от УПК2 до УПК3; от УПК11 до УПК12; от УПК13 до УПК14). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК15 до УПК16). Строительство кабельной канализации для сетей связи (от УПК3 до УПК18). (реестровый N2025500000123000007).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 июня 2023 г. N 030/06/42-604/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023