Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания Профит", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" - Захарова Виктории Викторовны (доверенность Nб/н от 31.01.2023 года), в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Бурмистровой Дарьи Николаевны (доверенность N01-06-52 от 14.03.2023 года) и Ходжаевой Динары Халиловны (доверенность N01-06-49 от 16.01.2023 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания Профит" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.06.2023 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания Профит" (далее также - ООО "ТПК Профит", Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" (далее также - ГБУЗ АО "Черноярская РБ", Заказчик) и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ АО "РЦОЗ", Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 16.06.2023 года в 10 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Уполномоченного органа приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 16.06.2023 года на 19.06.2023 года в 14 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Уполномоченного органа также приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.05.2023 года Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 301 400,00 рублей.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Приказ N126н).
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления N102 установлен перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N2).
Поскольку объектом закупки является поставка набора базового для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234), и такое медицинское изделие включено в Перечень N2, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N102.
Кроме того, Заказчиком в извещении установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом N126н.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как следует из пункта 3 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения:
"Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ и Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки указывает (декларирует) наименование страны происхождения товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки предоставляет:
- копию сертификата о происхождении товара (СТ-1), выданного уполномоченным органом (организацией) государств-членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами;
- акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза".
В силу пунктов 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На участие в аукционе было подано 7 заявок от следующих участников: ИП Черак Н.В. (Заявка N114375689), ООО "Альфа" (Заявка N114381874), ИП Легай О.Т. (Заявка N114366384), ООО "Меркурий" (Заявка N114365620), ООО "ТПК Профит" (Заявка N114381036), ООО "Прайм" (Заявка N114375259), ООО "МП-Гарант" (Заявка N114375703).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2023 NИЭА1 комиссия по осуществлению закупок на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе отклонила заявку ООО "МП-Гарант", под идентификационным номером N114375703, заявки остальных участников закупки признаны соответствующими.
Победителем электронного аукциона признан ИП Черак Н.В. (Заявка N114375689).
По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок не были применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102, а именно заявки участников закупки, предложивших товар иностранного производства, неправомерно были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Проверив заявки признанных соответствующими участников закупки, Комиссия установила, что четыре участника закупки предложили к поставке товар иностранного происхождения. Заявка N114375689 (ИП Черак Н.В.), заявка N114381874 (ООО "Альфа") и заявка N114366384 (ИП Легай О.Т.) содержат предложения о поставке товара, страной происхождения которого является Китай, а заявка N114365620 (ООО "Меркурий") содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Германия.
При этом, Комиссией Управления установлено, что два участника закупки предложили к поставке товар, происходящий из государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявка N114381036 (ООО "ТПК Профит") содержит предложение о поставке товара "Устройства комплектные инфузионные ПР 23-05 и трансфузионные ПК 22-02 однократного применения стерильные по ТУ 9398-003-81136323-2008" (РУ N ФСР 2008/03545 от 12 декабря 2018 года, производство Армянский филиал ОП ООО "СМД", Республика Армения). Участником закупки в составе заявки представлены СТ-1 NAMRU 23000227 от 13.01.2023 года и акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Республики Армения ООО "Армэкпертиза" N127 от 12.01.2023 года, согласно которому стоимость всех используемых зарубежных материалов не превышает 21,83% цены конечной продукции.
Также, заявка N114375259 (ООО "Прайм") содержит предложение о поставке товара "Устройства полимерные для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов однократного применения стерильные ПР 23-05 "МПК "Елец" с иглами инъекционными по ТУ 32.50.13-017-74017482-2018" (РУ N РЗН 2018/7361 от 10.11.2022 года, производство ООО "МПК "Елец", Российская Федерация). Участником закупки в составе заявки представлены СТ-1 N2037000451 от 18.11.2023 года и акт экспертизы Союза "Липецкая торгово-промышленная палата" N037-02-01767 от 17.11.2022 года, согласно которому стоимость всех используемых зарубежных материалов не превышает 3,9% цены готовой продукции.
Комиссия Управления приходит к выводу, что для применения соответствующих ограничений и условий допуска присутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 Постановления N102, следовательно, заявки, содержащие предложение о поставке товара иностранного происхождения, подлежали отклонению.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок при признании заявок, содержащих предложение о поставке товара иностранного происхождения, соответствующими требованиям извещения, нарушила часть 3 статьи 14, пункт 4 части 12 статьи 48 и подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения предусмотренный частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТПК Профит" на действия ГБУЗ АО "Черноярская РБ" и ГКУ АО "РЦОЗ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668) обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок ГБУЗ АО "Черноярская РБ" нарушившей часть 3 статьи 14, пункт 4 части 12 статьи 48 и подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668).
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок ГБУЗ АО "Черноярская РБ" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку набора базового для внутривенных вливаний (номер извещения 0825500000723002668).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2023 г. N 030/06/106-580/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023