Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в отсутствие представителя Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения внеплановой проверки, на основании информации Министерства финансов Астраханской области (вх. N3756/23 от 01.06.2023 года) и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее также - УКХБ администрации г. Астрахани, Заказчик) (адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Чехова, д. 10; ИНН 3015096830) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при заключении контрактов на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Астрахань", по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.06.2023 года поступила информация Министерства финансов Астраханской области, в которой сообщалось о том, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе.
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 08.06.2023 года в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа в Управлении по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
Представитель Министерства финансов Астраханской области - Ткач Андрей Иванович (доверенность N102-03-105/32 от 08.06.2023 года) принял участие в проведении внеплановой проверки посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель Заказчика - Баишева Зухра Рахметуллаевна (доверенность N17 от 20.02.2023 года) приняла личное участие в проведении внеплановой проверки.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 08.06.2023 года на 09.06.2023 года на 14 часов 00 минут.
Министерство финансов Астраханской области участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключилось.
Представитель Заказчика принял личное участие в проведении внеплановой проверки.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 09.06.2023 года на 19.06.2023 года на 14 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Министерство финансов Астраханской области участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечил0, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключилось.
Заказчик участие своего представителя в проведении внеплановой проверки также не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключился.
Комиссия рассмотрела указанную информацию, а также документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
Заказчик на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключил следующие контракты на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Астрахань":
N п/п |
Контракты УКХБ администрации г. Астрахани |
||||
N |
дата |
исполнитель |
Сроки оказания услуг |
Цена контракта, руб. |
|
1 |
3-м |
28.01.2022 |
ООО "Экоприют" |
по 28.02.2022 |
593 400,00 |
2 |
4-м |
28.01.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 28.02.2022 |
593 400,00 |
3 |
8-м |
01.02.2022 |
ООО "Экоприют" |
по 15.03.2022 |
593 400,00 |
4 |
9-м |
01.02.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 15.03.2022 |
593 400,00 |
5 |
10-м |
04.02.2022 |
ООО "Экоприют" |
по 31.03.2022 |
593 400,00 |
6 |
11-м |
04.02.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 31.03.2022 |
593 400,00 |
7 |
36-м |
15.04.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 30.05.2022 |
593 400,00 |
8 |
43-м |
27.04.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 11.06.2022 |
593 400,00 |
9 |
60-м |
19.05.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 10.07.2022 |
593 400,00 |
10 |
62-м |
24.05.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 10.07.2022 |
593 400,00 |
11 |
82-м |
08.08.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 05.10.2022 |
593 400,00 |
12 |
84-м |
11.08.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 15.10.2022 |
593 400,00 |
13 |
86-м |
18.08.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 20.10.2022 |
593 400,00 |
14 |
88-м |
11.08.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 25.10.2022 |
593 400,00 |
15 |
96-м |
14.09.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 05.11.2022 |
593 400,00 |
16 |
105-м |
31.10.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 10.12.2022 |
375 300,00 |
17 |
108-м |
24.11.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 22.12.2022 |
583 800,00 |
18 |
109-м |
24.11.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 22.12.2022 |
583 800,00 |
19 |
110-м |
25.11.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 22.12.2022 |
583 800,00 |
20 |
111-м |
25.11.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 22.12.2022 |
583 800,00 |
21 |
112-м |
25.11.2022 |
ИП Руссков В.В. |
по 22.12.2022 |
583 800,00 |
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
Согласно письму ФАС России от 14.11.2019 года NИА/10041/19 в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона N94-ФЗ.
При этом Закон N94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014 года.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.
Таким образом, неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, из письма Министерства финансов РФ от 08.06.2022 года N24-01-07/54275 следует, что заказчик вправе осуществлять закупки, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по общему правилу в пределах установленных Законом о контрактной системе максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.
Дополнительно следует отметить, что статья 8 Закона о контрактной системе, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, условием, нарушающим предусмотренный Законом о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции, является совершение заказчиком действий, которые противоречат установленным Законом о контрактной системе требованиям.
Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик.
При этом принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в Законе о контрактной системе требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.
Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным сделать вывод о том, что действия Заказчика, выразившиеся в заключении вышеуказанных договоров по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушают требования такого Закона.
Кроме того, согласно информации, предоставленной Заказчиком, годовой объем закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на 2022 год составил 46 637 660,55 рублей, что менее 50 миллионов рублей и не превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика (совокупный годовой объем закупок равен 653 392 246,75 рублям), как установлено в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1. Нарушения УКХБ администрации г. Астрахани требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контрактов на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Астрахань" отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель комиссии П.Л. Потылицын
Участники комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2023 г. N 030/10/99-550/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023