Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____..>
<____..>
<____..>
рассмотрев направленное Заказчиком - МБУ "Губкинский музей освоения Севера" (ИНН: 8913001880) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01/2023 от 19.12.2022 по чистке и уборке территории, цена контракта - 408 000,00 рублей, (извещение N 0190300001922000472), с ООО "Альянс" (ИНН 4217203388) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 24.05.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что Между муниципальным бюджетным учреждением "Губкинский музей освоения Севера" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - Исполнитель) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2022 N 0190300001922000472 был заключен контракт от 19.12.2022 г. N 01/2023 (далее - контракт) на услуги по чистке и уборке территории (далее - услуги), согласно которому Стороны приняли на себя обязательства, предусмотренные контрактом.
В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. контракта Исполнитель обязуется осуществлять уборку прилегающей территории в соответствии с объемом и периодичностью, предусмотренным Техническим заданием к контракту.
Приемка результатов исполнения контракта осуществляется ежемесячно.
В феврале 2023 года Исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту.
07.02.2023 г. через личный кабинет в Единой информационной системе (далее - ЕИС) и в адрес электронной почты Исполнителю направлено письмо N 89-172-3323/1-04/69 о предстоящем 09.02.2023 проведении обследования прилегающей территории Заказчика на предмет качества предоставления услуг по контракту, с приглашением представителя Исполнителя.
Представитель Исполнителя не просил о переносе дня и времени обследования, в назначенный для обследования день, не явился.
Также 07.02.2023 г. Исполнителю было направлено письмо N 89-172- 3323/1-04/68 об очистке кровли от снега и льда и вывозе снега с прилегающей территории в срок не позднее 15.02.2023 г.
Исполнитель к оказанию услуг не приступил, обязательства по контракту не исполнены.
Заказчиком установлены факты неисполнения Исполнителем своих обязательств по контракту, а именно:
1) не выполнена уборка территории ручным способом:
- в соответствии с п.п. 2.1.1. Технического задания - Подметание свежевыпавшего снега на площадках перед центральным и служебным входом в здание, на ступенях входных групп по всей ширине в дни снегопада каждые 3 часа,
- в соответствии с п.п. 2.1.2. Уборка от снега площадок перед центральным и служебным входом в здание, ступеней входных групп, пожарных выходов и гидрантов 1 раз в сутки,
- в соответствии с п.п. 2.1.6. Технического задания - Очистка кровли от снега и льда 3 раза в год по заявке;
2) не выполняется уборка территории механизированным способом:
- в соответствии с п.п. 2.2.1. Технического задания - Уборка снега погрузчиком с прилегающей территории 3 раза в год по заявке,
- в соответствии с п.п. 2.2.2. Технического задания - Уборка снега погрузчиком из валов и куч высотой выше 80 см., образованных при уборке территории ручным способом, в течение 4 дней с момента формирования снежного вала.
- в соответствии с п.п. 2.2.3. Технического задания - Вывоз снега самосвалами к месту складирования, в течение 4 дней с момента формирования снежного вала.
Выявленные факты неисполнения обязательств по контракту зафиксированы Актами N 1 от 09.02.2023, N 2 от 16.02.2023, N 3 от 21.02.2023 обследования прилегающей территории МБУ "Губкинский музей освоения Севера".
27.02.2023 через личный кабинет в ЕИС и в адрес электронной почты Исполнителю направлено уведомление от 22.02.2023 N 89-172-3323/1-04/100 о вышеуказанных нарушениях обязательств по контракту в феврале 2023 года с указанием срока устранения нарушений.
В указанный срок, нарушения обязательств по контракту Исполнителем не устранены, к оказанию услуг Исполнитель не приступил.
14.03.2023 через личный кабинет в ЕИС Исполнителю направлено уведомление от 10.03.2023 N 89-172-3323/1-04/122 о нарушении обязательств по контракту в феврале 2023 года, зафиксированные Актами N 4 от 25.02.2023, N 5 от 28.02.2023 обследования прилегающей территории МБУ "Губкинский музей освоения Севера".
11.04.2023 через личный кабинет в ЕИС Исполнителю направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту за неисполнение Исполнителем обязательств по контракту в феврале 2023 года.
Денежные средства по требованию об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту в феврале 2023 года не поступили на счет Заказчика, указанный в требовании.
В марте 2023 года Исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту. Заказчиком установлены факты неисполнения Исполнителем своих обязательств по контракту.
Выявленные факты неисполнения обязательств по контракту зафиксированы Актами N 6 от 14.03.2023 г., N 7 от 22.03.2023 г., N 8 от 31.03.2023 г. обследования прилегающей территории МБУ "Губкинский музей освоения Севера".
Актом N 9 от 31.03.2023 г. обследования прилегающей территории МБУ "Губкинский музей освоения Севера" зафиксирован факт неисполнения Исполнителем обязательств по контракту.
12.04.2023 через личный кабинет в ЕИС и в адрес электронной почты Исполнителю направлено уведомление от 12.04.2023 N 89-172-3323/1-04/181 и дополнение к уведомлению от 12.04.2023 N 89-172-3323/1-04/186 о вышеуказанных нарушениях обязательств по контракту в марте 2023 года.
14.04.2023 через личный кабинет в ЕИС Исполнителю направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту за неисполнение Исполнителем обязательств по контракту в марте 2023 года.
Денежные средства по требованию об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту в марте 2023 года не поступили на счет Заказчика, указанный в требовании.
В апреле 2023 года Исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту. Заказчиком установлены факты неисполнения Исполнителем своих обязательств по контракту.
Факты неисполнения условий контракта со стороны Исполнителя зафиксированы Актами N 10 от 11.04.2023 г., N 11 от 18.04.2023 г. обследования прилегающей территории МБУ "Губкинский музей освоения Севера".
Уборка прилегающей территории в апреле 2023 года осуществлялась Заказчиком своими силами.
Исполнитель не исполняет свои обязательства по контракту в течение трех месяцев (февраль, март, апрель) и по настоящее время. Исполнитель, его представитель не отвечают на телефонного звонок Заказчика. Уведомления о нарушениях обязательств по контракту, направляемые в адрес Исполнителя оставлены им без внимания.
Вышеизложенные обстоятельства Заказчик считает существенным нарушением условий контракта.
В соответствии с пунктом 8.4. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по контракту Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренный пунктом 8.4. контракта, Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", также п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении контракта от 19.12.2022 г. N 01/2023 на услуги по чистке и уборке территории в одностороннем порядке.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 07.06.2023 NАД/1663/23 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Исполнителю на адрес электронной почты pnvkz@mail.ru который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте и Контракте.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.8.3 Контракта Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
19.12.2022 - между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 01/2023 (далее - Контракт).
24.05.2023 - принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.05.2023 - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 24.05.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 28.02.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.06.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 19.12.2022.
Согласно 1.1. Контракта предметом настоящего контракта являются услуги по чистке и уборке территории (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Согласно п.1.2. Контракта на условиях, предусмотренных настоящим контрактом Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
Согласно 1.3. Контракта место оказания услуг: Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский, микрорайон 12, дом 38 территория МБУ "ГМОС".
Согласно 1.4. Контракта срок оказания услуг: с момента заключения контракта, но не ранее чем с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года.
Комиссия установила, что Исполнитель неоднократно нарушал условия Контракта, что Исполнитель не исполнял взятые на себя обязательства по чистке и уборке территории согласно контракта.
Исполнитель на заседании Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (услуги не исполнялись).
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Альянс" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Альянс" (ИНН 4217203388), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Айвазяне Сергее Акоповиче (ИНН: 224100413744) по обращению МБУ "Губкинский музей освоения Севера" (ИНН: 8913001880) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01/2023 от 19.12.2022 по чистке и уборке территории, цена контракта - 408 000,00 рублей, (извещение N 0190300001922000472), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Айвазяне Сергее Акоповиче (ИНН: 224100413744), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 июня 2023 г. N 089/10/104-418/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023