Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>,
При участии:
представителя Заявителя по доверенности;
представителя Заказчика по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения "Забота"" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку тренажера для пальцев и кистей рук реабилитационного, начальная (максимальная) цена контракта - 138 600,00 рублей (извещение N 0190200000323006801) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 18.05.2023 17:10 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 26.05.2023 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 26.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.05.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку описание объекта закупки соответствует лишь товару единственного производителя ООО НПП "ДВМ". На текущий момент в РФ есть два производителя данного оборудования, которые имеют Регистрационное удостоверение на него: ООО НПП "ДВМ" и ООО "Круст". Но, согласно предъявляемым Заказчиком требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, подходит только оборудование производителя ООО НПП "ДВМ".
В установленный законом срок, 02.06.2023 15:21 (по московскому времени) заявитель подал запрос на разъяснение с целью устранения выявленных нарушений, однако, по состоянию на 07.06.2023 года запрос по существу никем не был рассмотрен, что является еще одним самостоятельным нарушением ч. 5 ст. 42 ФЗ-44:
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заказчиком при изучении рынка было установлено о наличии в обращении товара, соответствующего характеристикам, указанным Заказчиком в Потребности (Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе), а именно: Тренажер N1: Высота, мм: не менее 530; Ширина, мм: не менее 460; Толщина, мм: не менее 40; Тренажер N2: Длина рукояти, мм: не менее 110, не более 130; Диаметр рукояти, мм: не менее 30, не более 33.
В техническом задании Заказчиком внесены основные, наиболее важные требования к поставляемому товару и удовлетворяющие в полном объеме потребность.
Согласно положениям закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком самостоятельно, исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законодательством не предусмотрено ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимым и для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможность установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя и представитель Заказчика свои доводы поддержали в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к извещению) к поставке требуются Тренажер для пальцев и кистей рук реабилитационный (код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00001374).
Из представленной Заявителем информации следует, что на текущий момент в РФ есть два производителя данного оборудования, которое является медицинским изделием, имеют Регистрационное удостоверение на него: ООО НПП "ДВМ" и ООО "Круст".
Как следует из материалов дела, и не отрицается в представленных возражениях заказчиком, в описание объекта закупки включены характеристики, которым соответствует товар одного производителя.
При этом у товара ООО "Круст" габариты тренажера N1 равны Высота, мм: 400, Ширина, мм: 400, Толщина, мм: 30. По описанию объекта закупки требуется Высота, мм: Не менее 530, Ширина, мм: Не менее 460, Толщина, мм: Не менее 40. Разница в габаритах составляет от 10 мм до 130 мм. У товара ООО "Круст" по тренажеру N6 количество углублений составляет 25 шт., вместо требуемых 30 шт., разница всего в 5 углублениях.
Комиссия обращает внимание, что указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Таким образом, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в рассмотренном случае, заказчиком не представлено каких-либо доказательств специфики использования такого товара (работ, услуг). Заказчиком не представлены доказательства, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар и иного производителя.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
В части второго довода жалобы Комиссия установила, что Заявитель в установленный законом срок 02.06.2023 направил Заказчику запрос разъяснений положений извещения, однако на 07.06.2023 запрос по существу никем не был рассмотрен, ответ от Заказчика не поступил.
Представитель Заказчика подтвердил, что запрос разъяснений был получен, но на запрос разъяснений не успели ответить.
Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что уполномоченный орган разместил разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, из которых следует, что на 18:00 (время местное) 02 июня 2023 г. разъяснения от государственного заказчика для дальнейшего размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) не поступало.
На основании изложенного Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что Заказчиком в ЕИС в сфере закупок разъяснение извещения об осуществлении закупки не размещено. Соответственно, Заказчиком ответ на запрос заявителя в установленный законом срок не был предоставлен.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения в соответствие с действующим законодательством. Выявленные Комиссией по результатам рассмотрения жалобы нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения "Забота"" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку тренажера для пальцев и кистей рук реабилитационного, начальная (максимальная) цена контракта - 138 600,00 рублей (извещение N 0190200000323006801), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 27.06.2023 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 29.06.2023 в 16 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 июня 2023 г. N 089/06/33-425/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023