Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>
Членов Комиссии:
<__.>
<__.>,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "РадиалСБ" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" в части признания участника уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по комплексному техническому и аварийному обслуживанию объекта, начальная (максимальная) цена контракта - 164 633 949,72 рублей (извещение N 0190200000323006177) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3396-ЭП/23 от 14.06.2023) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика в части признания участника уклонившимся от заключения контракта противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок 17.05.2023 15:04 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок 30.05.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 30.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 01.06.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик незаконно опубликовал Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.06.2023 NППУ20_1.
07.06.2023 года, в соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган приостановил процедуру заключения контракта, до фактического рассмотрения жалобы 14.06.2023, по существу.
По мнению Заявителя, в связи с рассмотрением жалобы на стадии заключения контракта, победитель не может считаться уклонившимся от его заключения. ООО "РадиалСБ" не имело цели уклоняться и избегать заключения контракта по итогам торгов, а добросовестно ожидало снятия блокировки с закупки.
Так как, оформление банковской гарантии стоит около 8 миллионов рублей, то до момента рассмотрения жалобы другого участника в УФАС, выпускать независимую гарантию для заключения контракта несет высокий риск получения убытков.
Заказчиком представлены возражения на жалобу. Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в части признания участника уклонившимся от заключения контракта действовал в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 N ИЭА1 победителем электронного аукциона N 0190200000323006177 признано ООО "РадиалСБ". Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 01.06.2023.
02.06.2023, во исполнение ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчиком в ЕИС размещен проект контракта (отправлен победителю ООО "РадиалСБ" на подпись).
07.06.2023 приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе N 202300149809000668 для закупки N 0190200000323006177.
09.06.2023 регламентированный Законом о контрактной системе срок для подписания победителем закупки проекта-контракта.
Таким образом, ООО "РадиалСБ" обязано было совершить одно из перечисленных в части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе действий в срок до 09.06.2023 включительно.
10.06.2023 от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
13.06.2023 в ЕИС размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.06.2023 NППУ20_1" для закупки N0190200000323006177.
Согласно протоколу признания участника, уклонившимся от заключения контракта, основанием для принятия Заказчиком решения указано невыполнение участником закупки требований ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона не был размещен, подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Аргумент Заявителя о том, что причина неподписания проекта-контракта связана с приостановкой определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта не может быть признана обоснованной, так как заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу приостанавливается только для указанных в части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок лиц (заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок).
Приведённую Заявителем судебную практику Комиссия не может принять во внимание так как она основана на иных обстоятельствах и утративших силу нормах законодательства о контрактной системе, в связи с чем является не актуальной.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "РадиалСБ" правомерно было признано Заказчиком, уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая данные обстоятельства, пояснения сторон, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе, а также в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика не усматривает.
Довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РадиалСБ" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" в части признания участника уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по комплексному техническому и аварийному обслуживанию объекта, начальная (максимальная) цена контракта - 164 633 949,72 рублей (извещение N 0190200000323006177), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 июня 2023 г. N 089/06/51-430/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023