Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Тюменской областной Думы о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ИП Паюсова Евгения Александровича (ИНН 661205404628) ввиду уклонения от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной мойке окон здания (реестровый номер закупки: 0167200003423003447),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение Тюменской областной Думы о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Паюсова Евгения Александровича (ИНН 661205404628) ввиду уклонения от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной мойке окон здания (реестровый номер закупки: 0167200003423003447).
Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта.
Комисией по результатам проведенной внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной мойке окон здания, с начальной (максимальной) ценой контракта 300 160,00 рублей, в интересах заказчика Тюменская областная Дума. Оператор электронной площадки: АО "ЕЭТП".
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N 0167200003423003447, Победителем закупки был признан ИП Паюсов Е.А. (Идентификационный номер заявки N 2) с предложением о сумме цен единиц товара, работы, услуги 129 руб. (снижение составило 82,32% от начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (730 руб.)).
Извещением о проведении Закупки установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10% контракта, что составило 30 016,00 руб.
Обеспечение исполнение контракта предоставляется в порядке, определенном ст.96 Федерального закона N44-ФЗ, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст.37 Федерального закона N44-ФЗ. Обеспечение исполнения контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт обеспечения исполнения контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N 0167200003423003447, Победителем закупки был признан ИП Паюсов Е.А. (Идентификационный номер заявки N 2) с предложением о сумме цен единиц товара, работы, услуги 129 руб. (снижение составило 82,32% от начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (730 руб.)).
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен положениями статьи 51 Закона о контрактной системе.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня с момента формирования и размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 4,5 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией установлено, что 06.06.2023 г. - заказчиком размещен на электронной площадке, а также в ЕИС в сфере закупок для подписания проект контракта.
07.06.2023, 23:59 - крайний срок предоставления обеспечения исполнения контракта Заказчику, подписания Проекта контракта.
ИП Паюсовым Е.А. в указанный срок Заказчику не представлено обеспечения исполнения контракта, а также не был подписан Проект контракта.
08.06.2023 - заказчиком составлен протокол о признании ИП Паюсова Е.А. уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с п. 14 разд. III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В письменных пояснениях и на заседании Комиссии представитель ИП Паюсова Е.А. указал, что причиной не подписания контракта послужила острая боль в позвоночнике, в связи с которой ИП Паюсов Е.А. был вынужден обратиться в скорую помощь (по вызову N 37, 07.06.2023 в 12:23) за оказанием медицинской помощи, в связи с чем им не был подписан Проект контракта.
Однако, Комиссия полагает несостоятельным довод об ухудшения состояния здоровья в качестве причины невозможности совершения действий, направленных на подписание договора в установленный срок, поскольку согласно Сигнальному листу для сведения участкового врача от 07.06.2023, выданного Паюсову Е.А. после оказания помощи, приложенному ИП Паюсовым Е.А. в материалы дела, характер диагностированного заболевания "не служил освобождением от работы".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии представитель ИП Паюсова Е.А. пояснил, что в указанный день была подана заявка на оформление Независимой гарантии (доказательства подачи заявки на оформление Независимой гарантии в материалы дела не представлено), которую ИП Паюсов Е.А. намеревался направить Заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе утверждено, что способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Соответственно, ИП Паюсов Е.А. выбрав в качестве обеспечения исполнения контракта предоставление Независимой гарантии, которую намеревался оформить в течении 1 дня должен был предусмотреть возможность, в случае отсутствия возможности предоставления Заказчику Независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставления обеспечения исполнения контракта Заказчику иным способом.
Пояснения ИП Паюсова Е.А. о невозможности предоставления обеспечения исполнения Контракта путем внесения денежных средств (30 016,00 руб.) на счет Заказчика в связи с недостаточностью денежных средств на его счету, Комиссия Управления считает несостоятельными, поскольку принимая решение об участии в закупке и подавая заявку на участие в закупке, участник несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Стоит также отметить, что представитель ИП Паюсова Е.А. в ходе заседания Комиссии Управления пояснил, что Паюсов Е.А. по состоянию здоровья госпитализирован не был и в 21:00 находился дома, также подтвердив физический доступ к компьютеру с которого имел возможность осуществить подписание Проекта контракта до окончания рабочего дня, а также предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет.
Каких-либо иных причин, указывающих на невозможность совершения действий, направленных на подписание контракта в установленный срок, в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает со стороны ИП Паюсова Е.А. действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, а также принятия им всех мер для надлежащего исполнения требований законодательства в сфере закупок к порядку и сроку заключения контракта, соответственно Комиссия Управления полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП Паюсова Е.А..
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
С учётом изложенных обстоятельств, Комиссия Управления полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Тюменская транспортная компания".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Тюменской областной Думой о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Паюсова Евгения Александровича (ИНН 661205404628) по факту уклонения от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной мойке окон здания (реестровый номер закупки: 0167200003423003447), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Паюсова Евгения Александровича в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2023 г. N РНП-72-83/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023