На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 17 от 14.03.2023 года, обращения Обухова В., перенаправленного Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (вх. N 3966/23 от 11.05.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной новогодней ели (изв. N 0816500000623003138).
Полное наименование проверяемой организации: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" (далее также - ГБУ РС (Я) "СЭТО", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677018, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, Г. ЯКУТСК, ПР-КТ ЛЕНИНА, Д.30
Почтовый адрес проверяемой организации: 677018, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, Г. ЯКУТСК, ПР-КТ ЛЕНИНА, Д.30
ОГРН 1021401055994
ИНН 1435090379
КПП 143501001
Проверка начата 01.06.2023 года, окончена 14.06.2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной новогодней ели (изв. N 0816500000623003138) требований законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Обухова В., перенаправленного Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (вх. N 3966/23 от 11.05.2023).
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000623003138 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 06.03.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 511 000,00 руб.;
4. На участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки.
Государственный контракт N 30-ЭА/23 от 22.12.2022 заключен между заказчиком и Индивидуальным предпринимателем Дмитриевым Дмитрием Васильевичем на сумму 3 113 715,00 (три миллиона сто тринадцать тысяч семьсот пятнадцать) рублей 00 копеек и находится на стадии "Исполнение прекращено". Контракт расторгнут 12.04.2023 Дополнительным соглашением к контракту N1 от 12.04.2023.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам.
Из сути обращения заявителя следует, что в Описании объекта заказчика указано излишне детализированное описание закупаемого товара, что свидетельствует об ограничении конкуренции при проведении аукциона, так как такое перечисление большого количества детализированных требований указывает на то, что закупка проводится для конкретного поставщика.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В своих письменных пояснениях заказчик указывает, в том числе, на следующее:
"Установление детализированных характеристик обусловлено спецификой закупаемого товара. Новогодняя ель, с указанными в описании объекта закупки характеристиками, должна стать украшением историко-архитектурного центра г. Якутска в новогодний период. А также, учитывая место установки - центральную площадь города, допуск к елке имеет неограниченный круг лиц, в связи с чем, закупаемый товар должен отвечать требованиям качества. Помимо этого, указание конкретных характеристик диаметров труб, обусловлено размерами ели и направлено на обеспечение устойчивости (предотвращение опрокидывания) при порывах ветра и других метеорологических условиях."
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения о проведении электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям заказчика.
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав Извещение о проведении закупки и прилагаемые к нему документы, оценив доводы обращения заявителя, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики услуги, которые отвечают его потребностям, также вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Комиссия Якутского УФАС России также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В связи с выше установленным Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что при формировании Описания объекта закупки заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0816500000623003138 от 22.03.2023 на момент окончания подачи заявок, 20 марта 2023 г., поступило 4 заявки от участников закупки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки. По итогам проведения электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта была понижена на 43,5%. Следовательно, электронный аукцион состоялся, ограничение конкуренции не было допущено. При этом, согласно сведениям с ЕИС жалоб на оспариваемую закупку не поступало.
Таким образом, изучив представленные к проверке материалы, а также сведения с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок Комиссия антимонопольного органа несоответствия действующему законодательству Российской Федерации не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
в действиях заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной новогодней ели (изв. N 0816500000623003138) нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 июня 2023 г. N 014/06/99-934/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023