На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 17 от 14.03.2023 года, обращения Контрольно-счетного органа МО "Ленский район" (исх. N01-20/17 от 07.06.2023, вх. N5136-ЭП от 07.06.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика муниципального образования "Ленский район" РС(Я) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по бетонированию пола склада N 36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109" (реестровый N 3141400996223000009).
Полное наименование проверяемой организации, местонахождение, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - уполномоченный орган);
Местонахождение: Российская Федерация, 678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, город Ленск, улица Ленина, 65;
ОГРН 1031400599152;
ИНН 1414009962;
КПП 141401001;
Проверка проведена с 09 июня 2023 года по 16 июня 2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчика Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) норм законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по бетонированию пола склада N 36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109" (реестровый N 3141400996223000009).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Контрольно-счетного органа МО "Ленский район" (исх. N01-20/17 от 07.06.2023, вх. N5136-ЭП от 07.06.2023) из которого следует, что заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ по бетонированию пола склада N 36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109" (реестровый N 3141400996223000009).
Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчик, принимая во внимание ограниченные сроки ремонтных работ, географическое расположение, климатические условия и имеющуюся транспортную доступность, отсутствие в регионе строительных материалов, таких как сетка сварная и грунтовка на акриловой основе, а также с целью исключения риска возникновения конфликта интересов между разными подрядчиками, осуществляющими взаимосвязанные работы на одном объекте и обеспечения ввода склада N36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109 в эксплуатацию в кратчайшие сроки (к 31.07.2023 г.), было правомерно принято решение о заключении контракта на выполнение работ по бетонированию по склада N36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109 с единственным подрядчиком ООО "Техно-Сервис", ремонтные работы на складе N36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109 осуществляются с целью его использования в качестве овощехранилища - социально и экономически значимого объекта для Ленского района РС(Я).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
Частями 1, 2 статьи 15 Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях. В период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с Федеральным законом N 46-ФЗ, Правительством Республики Саха (Якутия) издано постановление от 15.03.2022 N148 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - постановление Правительства РС (Я) N 148).
Пунктом 1 постановления Правительства РС (Я) N 148 установлено, что по 31 декабря 2022 года включительно закупка товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", может осуществляться на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия) в следующих случаях:
а) на основании протоколов заседаний Правительства Республики Саха (Якутия), координационного или совещательного органа под председательством Главы Республики Саха (Якутия), Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Оперативного штаба по обеспечению экономического развития Республики Саха (Якутия), содержащих решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия), которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) на основании решения об осуществлении закупки за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.03.2022 N 148 (далее - Постановление N 148) "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) в контракте указывается один из подпунктов пункта 1, пункта 1.2 Постановления N 148, на основании которого подготовлено решение Правительства Республики Саха (Якутия), решение местной администрации и в соответствии с которым осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за датой заключения контракта, заказчик направляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, уведомление о такой закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
В связи с изложенным, при принятии актов необходимо учитывать требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
На основании распоряжения от 10.06.2019 года N01-04-959/9 "Об утверждении Положения "Об управлении капитального строительства муниципального образования "Ленский район"" в функции управления капитального строительства входит разработка планов капитальных ремонтов и строительства объектов (сроки строительства). Таким образом, в отношении выполнения строительно-монтажных работ управлением капитального строительства администрации МО "Ленский район" в адрес главы была оформлена служебная записка от 20.03.2023 г. N 26-10-36/30 на предмет вынесения на рассмотрение комиссии по повышению устойчивости экономки и обеспечению социально-экономической стабильности муниципального образования "Ленский район" вопроса о заключении контракта на выполнение работ по бетонированию по склада N36 РС(Я) "Ленский район", г. Ленск, ул. Победы, д. 109 с единственным подрядчиком ООО "Техно-Сервис".
Протоколом заседания комиссии по повышению устойчивости экономики и обеспечению социального-экономической стабильности МО "Ленский район" N2 от 28.3.2023 было принято решение осуществить закупку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2022 года N148 с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании постановления Правительства РС(Я) от 15.03.2022 N148 утверждено распоряжение и.о. главы Ленского района от 31.03.2023 N01-04-578/3 "О закупке у единственного поставщика в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2022 года N148" (далее - Распоряжение N 01-04/578/3 от 31.03.2023).
Пунктом 1 Распоряжения N 01-04/578/3 от 31.03.2023 установлено Администрации МО "Ленский район" РС(Я) осуществить закупку у единственного подрядчика общества с ограниченной ответственностью "Техно-Сервис" на выполнение работ по бетонированию пола по объекту "Склад N36 по ул. Победы д. 109.
Согласно Распоряжению N 01-04/578/3 от 31.03.2023 предельный срок на который заключается контракт - 01.07.2023.
Согласно сведениям единой информационной системы, закупка была включена в план-график закупок 21.01.2022 года с объемом финансирования 4 367 833, 00 руб., кроме того согласно плану-графику планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - 2022 год.
Затем закупка была включена в план-график закупок 20.01.2023 года с объемом финансирования 4 367 833, 00 руб., кроме того согласно плану-графику планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - 2023 год
Из сведений единой информационной системы следует, что муниципальный контракт с ООО "Техно-Сервис" от 12.05.2023 года N 8 (далее - Контракт) на сумму 4 367 833, 00 рублей был заключен на основании Распоряжения N 01-04/578/3 от 31.03.2023. Одним из приложений к муниципальному контракту является локальный сметный расчет (Приложение N2), который утвержден главой Ленского района 10 октября 2022 года.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что срок с момента распоряжения N 01-04/578/3 от 31.03.2023 до заключения Контракта составляет 1,5 (полтора) месяца, а с момента внесения закупки в план-график 3,5 (три с половиной) месяца, что позволяло заказчику провести конкурентные процедуры определения поставщика по данной закупке.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства о срочной необходимости установления срока исполнения контракта до 01.07.2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки на выполнение работ по бетонированию пола по объекту "Склад N36 по ул. Победы д. 109.
Учитывая изложенное, заключение контракта с единственным подрядчиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе и постановления Правительства РС (Я) N 148 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
Таким образом, по мнению Комиссии Якутского УФАС России у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения муниципального контракта от 12.06.2023 года N 8.
Следовательно, действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать муниципального образования "Ленский район" РС(Я) нарушившим части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2023 г. N 014/06/99-888/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023