Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
В отсутствии:
заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Кысыл-Сыр" Вилюйского улуса (район) Республики Саха (Якутия) (далее также - АМР "Поселок Кысыл-Сыр" Вилюйского улуса (район) РС (Я), заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя индивидуального предпринимателя Сысоева К.В. (далее - ИП Сысоев К.В., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Сысоева К.В. на действия (бездействие) заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Кысыл-Сыр" Вилюйского улуса (район) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на приобретение универсальной спортивной площадки (извещение N 0116300028923000022), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Сысоева К.В. на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ИП Сысоева К.В. следует, что заказчиком:
1. не установлено конкретное требование согласно п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе;
2. неправомерно были установлены требования п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках в недействующей редакции: о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на дату подачи заявки;
3. неправомерно были установлены требования п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках в недействующей редакции: отсутствие между участником закупки и заказчиком, уполномоченным органом конфликта интересов;
4. не установлено требование к участникам закупки по п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках: участник закупки не является иностранным агентом;
5. установлены незаконные требования к содержанию заявки, что нарушает ч. 1 ст. 49 Закона о закупках.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком представлено письменное пояснение заказчика по доводам жалобы.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300028923000022 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 01.06.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 316 425,00 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок, подано 0 (ноль) заявок.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав участвующих лиц, считает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям.
1. По доводу жалобы о том, что заказчиком не установлено конкретное требование согласно п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом 1 пункта 2.1 раздела 2 приложения "I. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" к извещению установлено следующее:
"2.1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Перечень документов, копии которых должны быть предоставлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;"
Согласно извещению о проведении закупки размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок установлено следующее:
Согласно извещению и приложенных к извещению документов установлено, что перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствие с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - не установлен.
Из извещения и приложенных документов следует, что предметом закупки является поставка товара: универсальной спортивной площадки. Начальная (максимальная) цена контракт составляет 1 316 425,00 рублей.
Из письменных пояснений заказчика следует, что закупка проводится в рамках реализации муниципальной программы "Благоустройство территории муниципального образования "поселок Кысыл-Сыр".
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В связи с тем, что НМЦК обжалуемой закупки N 0116300028923000022, установленный абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 порог суммы не превышает, заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования в соответствии Постановлением N 2571.
Следовательно, предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не требуется.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. По доводу жалобы о том, что заказчик неправомерно установил требования п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках в недействующей редакции: о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на дату подачи заявки, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно извещению о проведении закупки размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом 3 пункта 2.1 раздела 2 приложения "I. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" к извещению установлено следующее:
"3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;"
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком в электронном документе к извещению "Инструкции участникам аукциона в электронной форме" установлены требования пункта 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
3. По доводу жалобы о том, что заказчик неправомерно установил требования п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках в недействующей редакции: отсутствие между участником закупки и заказчиком, уполномоченным органом конфликта интересов, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно извещению о проведении закупки размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Федеральным законом от 11.06.2022 N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом 8 пункта 2.1 раздела 2 приложения "I. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" к извещению установлено следующее:
"8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, гене-ральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.".
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком в электронном документе к извещению "Инструкции участникам аукциона в электронной форме" установлены требования пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
4. По доводу жалобы о том, что заказчиком не установлено требование к участникам закупки по п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках: участник закупки не является иностранным агентом, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно извещению о проведении закупки размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 10.1.
В силу пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем в разделе 2 "Требования к участникам аукциона" электронного документа к извещению "I. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" установлено следующее:
"2.1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Перечень докумен-тов, копии которых должны быть предоставлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассроч-ка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, испол-нителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ;
6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительно-го органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закуп-ке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, преду-смотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, гене-ральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
9) Участник закупки не является офшорной компанией.
10) Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.".
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком в электронном документе к извещению "Инструкции участникам аукциона в электронной форме" установлены требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции, без установления требований предусмотренных пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
5. По доводу жалобы о том, что заказчиком установлены незаконные требования к содержанию заявки, что нарушает ч. 1 ст. 49 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 4.2.4.1. раздела 4 приложения "I. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" к извещению установлено следующее:
"4.2.4. 1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);"
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
При этом, согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что участник не может в заявке установить предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. Заявка подается до проведения процедуры аукциона.
Следовательно, на основании части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона требование о предоставлении в составе заявки предложения о цене контракта является незаконным.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 12 статьи 48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
При этом, согласно извещению и приложенным документам следует, что предметом закупки является поставка товара: универсальной спортивной площадки.
Начальная (максимальная) цена контракт составляет 1 316 425,00 рублей.
Также заказчиком в составе электронных документов к извещению о проведении закупки проектная документация не размещена.
Комиссия Якутского УФАС России учитывая изложенное приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлено, что электронный аукцион проводится в соответствии с частью 8 статьи 33 Закона о контрактной системе на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сысоева К.В. на действия (бездействие) заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Кысыл-Сыр" Вилюйского улуса (район) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на приобретение универсальной спортивной площадки (извещение N 0116300028923000022) частично обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Поселок Кысыл-Сыр" Вилюйского улуса (район) Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 4, 9, 10.1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 2, 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что нарушения заказчика повлияли на результаты закупки, выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 июня 2023 г. N 014/06/49-939/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023