Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0345200015723000040 от 24.04.2023 на оказание услуг по организации и проведению регионального фестиваля дворового спорта "ПРОЛетО" в рамках реализации мероприятий, направленные на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых" на сумму 985 000,00 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 26.05.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 13.06.2023 в 17:00 в формате видеоконференцсвязи, Заказчик и Участник дали пояснения по делу.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика необходимые документы, заседание продолжилось 16.06.2023 в 09:45, Участник обеспечил явку, а также стороны предоставили запрашиваемые документы и пояснения.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 26.05.2023 на основании того, что по состоянию на указанную дату часть позиций, требовавших согласования с Заказчиком от Участника не поступала, очевидно, что запланированное мероприятие невозможно к проведению.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, Комиссия выявила, что п. 1.1. Контракта установлено, что 1.1. Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по организации и проведению регионального фестиваля дворового спорта "ПРОЛетО" в рамках реализации мероприятий, направленные на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых" (далее - "услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
Согласно п. 1.2. услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1).
Согласно Приложению N 1:
- 1.1. Исполнитель оказывает услуги по организации и проведению регионального фестиваля дворового спорта "ПРОЛетО" (далее - Проект) в рамках реализации мероприятий, направленные на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых", включающие в себя:
- оказание услуг по реализации программы Проекта;
- оказание услуг по обеспечению продукцией визуального оформления Проекта и обеспечению расходными материалами и раздаточной продукцией участников, гостей Проекта;
- обеспечение питьевой водой Проекта;
- оказание услуг по организации питания;
- организацию информационной кампании Проекта;
- сбор обратной связи участников (анкета в электронном виде) в день проведения Проекта;
- предоставление отчетной документации и результатов обратной связи (отзывов).
- 1.2. Заказчик: государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Центр патриотических, добровольческих, учебных и досуговых программ "Молодежный" (далее - ГБУ ЛО "Центр "Молодежный").
- 1.3. Категории участников Мероприятия: молодежь Ленинградской области в возрасте от 16 до 35 лет.
В рамках реализации и проведения Проекта должно быть реализовано 3 мероприятия Проекта (далее - Мероприятие) проведение в 3 (трех) муниципальных образованиях Ленинградской области в период с мая по июль 2023 года, в которой примут участие не менее 300 (трехсот) человек в формате фактического присутствия на Мероприятии. Исполнитель оказывает содействие в регистрации Мероприятия в Федеральной государственной автоматизированной информационной системе "Молодежь России" (https://myrosmol.ru/).
Срок проведения Мероприятия - май-июль 2023 года.
Место проведения - 3 муниципальных образования Ленинградской области, по согласованию с Заказчиком в течение 10 календарных дней со дня заключения Контракта.
- 1.4. Исполнитель в течение периода реализации Контракта с момента его подписания, направляет в адрес Заказчика письма-согласования с применением следующих способов информирования: с официальной электронной почты Исполнителя на официальную электронную почту Заказчика, указанными в Контракте, почтовыми отправлениями на юридический/фактический адреса Исполнителя и Заказчика, посредством курьерской доставки почтовых отправлений. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения письма-согласования рассматривает данное письмо и направляет письменный ответ в адрес Исполнителя с согласованием представленных материалов или перечнем замечаний. Устранение замечаний должно быть произведено Исполнителем в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения перечня замечаний. Допускается обмен первичной информацией между сторонами через мессенджер "Telegram", такая коммуникация не несет юридической силы и признается дополнительным способом для оперативного обмена информацией.
- 1.5. Исполнитель обязан назначить сотрудника из числа представителей Исполнителя ответственного за организацию и проведение мероприятия, а также за взаимодействие с Заказчиком. Данные ответственного сотрудника (ФИО, должность, контактный телефон, адрес электронной почты) Исполнитель должен предоставить Заказчику в течение 2 (двух) рабочих дней с даты подписания Контракта.
- 1.6. Ответственный сотрудник Исполнителя взаимодействует с Заказчиком (работниками Заказчика) по любым вопросам в рамках организации и проведения Мероприятия, в том числе участвует в рабочих встречах (обязательная встреча с Заказчиком на площадке проведения Мероприятия), совещаниях, взаимодействует с участниками Мероприятия, а также отвечает за оперативное решение всех вопросов по организации и проведению Мероприятия. Исполнитель может назначить несколько ответственных сотрудников с разделением зон ответственности каждого из них.
Полный перечень услуг установлен в п. 3 Приложения N 1 в виде таблицы.
Согласно п. 9.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно). Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Комиссия УФАС Ленинградской области установила, что Участник начал оказание услуг и связался с Заказчиком и начал процесс согласования позиций, вместе с тем между сторонами возник гражданско-правовой спор, а поскольку площадки требовали от Предпринимателя подтверждения проведения мероприятия со стороны Заказчика (поскольку касалось перевозки, и нахождения на нем детей), что в силу короткого срока, привело к невозможности проведения мероприятия в согласованные сроки.
Комиссия подчеркивает, что не разрешает данный гражданско-правой спор и не занимает чью-либо точку зрения по нему, считает лишь возможным привести в решении основные позиции сторон.
Из письменной позиции Заказчика:
15.05.2023 исх. N б/н Исполнителем в адрес Заказчика посредством электронной почты было направлено письмо с информацией для согласования в рамках исполнения Контракта (вх. N 874/2023).
В направленном с нарушением срока письме предоставлена следующая информация на согласование Заказчику:
1. Предварительный план проведения мероприятий (единый для трех площадок).
При предоставлении предварительного плана мероприятий в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Исполнитель направляет Заказчику не менее 5 (пяти) кандидатур Артистов и спортсменов в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта. Репертуар и программа выступления Артиста обязательно согласуются с Заказчиком. Также для проведения мероприятия Исполнитель привлекает следующих специалистов:
- Администратор Координатор в количестве 3 (трех) человек. Исполнитель организует и обеспечивает работу судейской коллегии:
- Главный судья.
- Главный секретарь.
- Заместитель главного судьи соревнований.
- Судьи.
Квалификационные требования к судьям проводящих мастер-класс, предоставляемым Исполнителем (наличие судейской категории по городошному спорту или наличие книжки волонтера и опыта работы в судейской коллегии по городошному спорту не менее года) в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта.
Исполнитель предоставляет на согласование Заказчику кандидатуры вышеуказанных специалистов, а также их резюме (в т.ч. портфолио, подтверждающие профессиональный опыт/навыки) в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта.
Вышеперечисленная информация Исполнителем не предоставлена.
2. Макеты флагов виндеров.
Исполнитель направляет Заказчику дизайн-макеты разработанного брендбука в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Требования к формированию брендового оформления площадок Мероприятия.
3. Макет футболок.
В своем письме от 15.05.2023 Исполнитель не производит согласование размерного ряда и цвета футболок с Заказчиком. Указанные согласования должны быть произведены в течение 10 дней со дня заключения Контракта.
Также Исполнитель не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней до начала реализации Мероприятия должен предоставить Заказчику согласованные образцы раздаточной продукцию Мероприятия.
4. Логотип мероприятия.
5. Макеты баннера.
На 24.05.2023 Исполнителем не предоставлены следующие данные:
Не назначены ответственные представители Исполнителя за организацию и проведение мероприятия, не предоставлены данные ответственного сотрудника (ФИО, должность, контактный телефон, адрес электронной почты). Регламентированный срок направления данных 26.04.2023.
Не согласованы с Заказчиком 3 (три) муниципальных образования Ленинградской области в течение 10 календарных дней со дня заключения Контракта. Регламентированный срок направления данных 04.05.2023.
С нарушением срока направлены проект программы и тайминга Мероприятия. Регламентированный срок направления данных 04.05.2023.
Исполнителем не предоставлен Заказчику для согласования сценарий Мероприятия. Предполагаемая планируемая дата проведения Мероприятия 28.05.2023. Регламентированный срок направления данных 15.05.2023.
Не согласованы с Заказчиком кандидатуры Артиста и спортсмена. Регламентированный срок направления данных 11.05.2023.
Не предоставлена информация по судьям проводящих мастер-класс (наличие судейской категории по городошному спорту или наличие книжки волонтера и опыта работы в судейской коллегии по городошному спорту не менее года). Регламентированный срок направления данных 11.05.2023.
Не предоставлены на согласование Заказчику кандидатуры специалистов, а также их резюме (в т.ч. портфолио, подтверждающие профессиональный опыт/навыки). Регламентированный срок направления данных 11.05.2023.
Не направлены Заказчику дизайн-макеты разработанного брендбука. Регламентированный срок направления данных 11.05.2023.
Не согласованы с Заказчиком размерный ряд и цвет футболок. Регламентированный срок направления данных 04.05.2023.
Не согласованы с Заказчиком образцы раздаточной продукции.
Предполагаемая планируемая дата проведения Мероприятия 28.05.2023. Регламентированный срок направления данных 15.05.2023.
Исполнителем не подтверждена информация об обеспечении безопасности участников Мероприятия, а также обеспечении медицинской помощи на Мероприятии. Предполагаемая планируемая дата проведения Мероприятия 28.05.2023. Регламентированный срок направления данных 15.05.2023.
Заказчику не предоставлена информация об обеспечении соблюдения Исполнителем всех правовых и организационных требований, включая получение всех необходимых разрешений на проведение Мероприятия. Предполагаемая планируемая дата проведения Мероприятия 28.05.2023. Регламентированный срок направления данных 15.05.2023.
- Не согласовано с Заказчиком время начала приготовления блюд Время начала оказания услуг согласовывается с Заказчиком в течение 15 дней с даты подписания Контракта. Регламентированный срок направления данных 09.05.2023.
Не разработан и не согласован с Заказчиком медиа-план информационной кампании. Регламентированный срок направления данных 11.05.2023.
Не проведена организация информационной кампании, направленной на привлечение участников к участию в мероприятиях, освещение проведения Мероприятий Заказчика и его итогов.
Не осуществлено проведение таргетированной рекламы в социальных сетях "ВКонтакте". Регламентированный срок направления данных 14.05.2023.
Не согласованы с Заказчиком разработка промо-постов.
Исполнителем не осуществляется ежедневное предоставление Заказчику отчета в разрезе социальной сети "ВКонтакте" включающего сведения о: периоде действия рекламы, израсходованном бюджете и остатках, общем количестве показов, количестве переходов, цене за переход, данных об аудитории (пол, возраст).
На основании вышеизложенного Исполнителем допущено 18 (восемнадцать) нарушений при исполнении Контракта, о чем Заказчик и уведомил Исполнителя путем направления претензии от 24.05.2023 исх. N 673/2023.
26.05.2023 исх. N 682/2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта N 0345200015723000040 от 24.04.2023.
Указанные в претензии нарушения неисполнения Контракта в полном объеме не могут быть устранены Исполнителем и представлены Заказчику в срок до предполагаемой планируемой дата проведения Мероприятия 28.05.2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Не согласившись с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо N 13 от 05.06.2023 (вх. N 1118/2023 от 05.06.2023) об отмене одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта и исполнении встречных обязательств.
Рассмотрев поступившее от Исполнителя письмо Заказчик, письме от 07.06.2023 исх. N 104/2023 сообщил Исполнителю следующее: "на 07.06.2023 Исполнителем не исправлены допущенные нарушения при исполнении Контракта, а также не поступало денежных средств в качестве оплаты штрафа за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту".
На основании вышеперечисленного, Исполнитель не заинтересован в исполнении обязательств по Контракту от 24.04.2023 N 0345200015723000040 на оказание услуг оказание услуг по организации и проведению регионального фестиваля дворового спорта "ПРОЛетО" в рамках реализации мероприятий, направленные на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых".
В связи с чем, меру в виде включения в РНП Заказчик считает соразмерной.
Из позиции Участника:
Сразу после заключения Контракта, началась работа с Заказчиком.
20.04.2023 Участник осуществил выезд к Заказчику для предварительного обсуждения мероприятий. На встрече присутствовали Предприниматель и представители Заказчика (Петухова Ирина и Малахов Алексей Николаевич).
На данной встрече, обсуждался вопрос предварительного планирования мероприятия и желаемые сроки со стороны Заказчика, предварительно было оговорено что мероприятие должно пройти 07.06.2023. Так же на встрече представители Заказчика указали, что необходимо найти 3 площадки для проведения мероприятий.
21.04.2023 для решения оперативных задач и согласований по контракту, Заказчиком был создан чат в Telegrame (далее - телеграмм чат), в котором совместно с представителем Заказчика (Алексеем Николаевичем), обсуждались рабочие моменты, по дизайну и названию мероприятия.
26.04.2023 ИП Чесноков Григорий Владимирович направил в адрес Заказчика письмо с исх. N б/н в котором указал, что ответственное лицо по контракту является Чесноков Григорий Владимирович.
02.05.2023 ИП Чесноков в телеграмм чате направил запрос к Заказчику о видеоконференции для уточнения информации по проведению мероприятия а именно была запрошена информация по желаемому формату, были заданы вопросы по пожеланиями и взаимодействию по рекламной компании, а также контакты лиц ответственных за информационное сопровождение мероприятий со стороны Заказчика, Исполнителем были запрошены материалы по предыдущим мероприятиям данного фестиваля для соблюдения единой концепции мероприятия (видеоконференция состоялась 03.05.2023 однако, поскольку отсутствовал Малахов Алексей Николаевич, часть вопросов была не согласована).
03.05.2023 Исполнителем и МБУ "Заневская спортивная школа" была предварительно согласована площадка по адресу г.п. Янино-1 ул. Новая д.19 (стадион спортшколы).
07.05.2023 ИП Чесноков в телеграмм чате согласовал логотип у Алексея Николаевича.
10.05.2023 Исполнитель запросил личную встречу сЗ для уточнения необходимой информации.
10.05.2023 состоялось обращение в комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Гатчинского муниципального района о предоставлении спортивной площадки для проведения регионального фестиваля дворового спорта "ПРОЛетО" с датой проведения 28.05.2023.
11.05.2023 Исполнитель запросил встречу с Заказчиком для согласования дат и мест проведения для регионального фестиваля, в ходе которого было решено назначить встречу на 12.05.2023 для решения организационных вопросов относительно дат, проведения мероприятий и площадок.
12.05.2023 состоялась личная встреча Участника с Заказчиком. Повторно обсуждались вопросы по желаемому формату, вопросы по пожеланиями и взаимодействию по рекламной компании, а также контакты лиц ответственных за информационное сопровождение мероприятий со стороны Заказчика, были запрошены материалы по предыдущим мероприятиям данного фестиваля для соблюдения единой концепции мероприятия, исполнителем был предложен план взаимодействия заказчика и Исполнителя в ходе подготовки мероприятий. Возражений от Заказчика не было.
12.05.2023 Исполнитель в ходе личной встречи получил запрашиваемую информацию.
15.05.2023 Исполнителем был осуществлён выезд на возможные площадки представителя комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Гатчинского муниципального района совместно с ИП Чесноковым Г.В. в ходе которого была выбрана и предварительно согласована площадка по адресу г. Гатчина, ул. Волкова д.1/4.
15.05.2023 Участник предложил Заказчику на согласование 3 площадки на 28, 29 и 30 мая, в Гатчина, Янино и Ломоносовскый район, а также сообщил что для проведения мероприятий на данных площадках администрации попросили официальные письма от Заказчика, о проведении данных мероприятий.
15.05.2023 Участник направил в адрес Заказчика письмо с согласованием, баннеров, виндеров, логотипа, футболок а так же представило предварительный план мероприятия.
16.05.2023 Участником был направлен в телеграмм чате предварительный проект положения о проведении фестиваля.
17.05.2023 Заказчиком в телеграмм чате были внесены правки в положения фестиваля.
17.05.2023 Заказчиком (Алексеем Николаевичем) было согласовано, что 28.05.2023 проходит мероприятие на площадке Гатчина, 30.05.2023 в Янино, 02.06.2023 в Низино.
Однако дальнейшее общение по поводу направление писем в администрации так и не состоялось, в виду непонимания друг друга, и предложения со стороны Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон.
26.05.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Предприниматель отмечает, что прежде чем согласовывать все моменты, перечисленные в решении, в первую очередь необходимо совместно с Заказчиком согласовать даты, и места проведения, что бы уже в свою очередь приглашать весь перечень задействованных лиц на конкретные даты, без согласований этих двух моментов, невозможны и последующие действия и согласования.
05.06.2023 Участник направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 13 от 05.06.2023 в ответ на принятое решение об одностороннем отказе в котором указал, что исполнителем были получены предварительные согласования с площадок, и единственное что нужно для разрешения - это письмо со стороны Заказчика как организатора фестивалей (шаблон текста письма так же был подготовлен для Заказчика).
Так как ИП Чесноков Григорий Владимирович, является для площадок третьей стороной, им было необходимо подтверждение о проведении мероприятия со стороны самого Заказчика, поскольку на нем будут присутствовать несовершеннолетние дети.
Также без утверждения конкретных площадок и времени мероприятия невозможно нанять актеров, судей и прочий персонал необходимый по техническому заданию.
Намерений сорвать мероприятие Заказчику не имелось, Предприниматель просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 26.05.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, и получена Участником, поскольку от него было письмо с его несогласием.
Учитывая позиции Заказчика и Участника, Комиссия сделала перерыв в заседании, при этом после перерыва от Участника в материалы дела дополнительно представлено доказательство оплаты штрафных санкций в полном объеме, а также письмо от площадок о том, что Предприниматель обращался в их адрес для согласования места проведения мероприятия.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам (Комиссия просит обратить внимание сторон, на каждый из выводов, поскольку принятое решение о не включении сведений в РНП об Участнике, не свидетельствует о согласии с его позицией по всем пунктам):
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеются сроки согласования всех позиций, а поскольку позиции не согласованы, то Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовой спор.
Комиссия обращает внимание сторон, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение и были ли намерения такого неисполнения. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель начал вести согласования.
С одной стороны, Комиссия учитывает позицию Заказчика о том, что Участник не согласовал официальными письмом все позиции, с другой стороны, Комиссия не может сказать, что Участник полностью бездействовал, а также принимает в качестве доказательства созданный телеграмм чат, в котором обсуждалась значительная часть позиций и подготовка к мероприятию.
Комиссия учитывает, что Участник вел переписку, реагировал на претензии, проводил согласования для организации аренды помещения и изготовления раздаточных материалов, что не может доказывать намеренное желание не исполнить обязательства.
Комиссия принимает в качестве довода позицию Участника о том, что ему без содействия Заказчика невозможно согласовать площадки проведения мероприятий, так как для площадок он является третьей стороной (т.к. организатор мероприятия - Заказчик), в связи с чем было необходимо подтверждение о проведении мероприятия со стороны самого Заказчика, поскольку на нем будут присутствовать несовершеннолетние дети, а поскольку писем не было, то последующее приглашение артистов судей и т.д. затруднительно, поскольку всем необходимо знать дату, время, место для подтверждения своего участия.
Последовательность действий Исполнителя являются для Комиссии доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение соразмерное включение в РНП.
Таким образом, анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
Дополнительно, Комиссия принимает во внимание, что ранее стороны взаимодействовали и аналогичное мероприятие было проведено.
Комиссия при этом исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
После объявленного перерыва, в материалы дела приобщено платежное поручение об оплате выставленных Заказчиком штрафов.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при том, что нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика по данной закупке не выявлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Чесноков Григорий Владимирович в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 июня 2023 г. N 047/10/104-1422/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023