Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по эксплуатации государственных информационных систем в области карантина растений (извещение N 0348100029723000039 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 23.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 659 367,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 08.06.2023;
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
N |
Критерий (показатель критерия) оценки заявок |
Максимальная значимость показателя, баллов |
Коэффициент значимости показателя (весомость показателя) |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
|
0,10 (10%) |
2.1 |
Наличие 5-ти и более предложений, качественно и/или количественно улучшающих требования технического задания в целях обеспечения бесперебойного функционирования поддерживаемой системы |
100 |
|
2.2 |
Наличие 4-х предложений, качественно и/или количественно улучшающих требования технического задания в целях обеспечения бесперебойного функционирования поддерживаемой системы |
80 |
|
2.3 |
Наличие 3-х и менее, качественно и/или количественно улучшающих требования технического задания в целях обеспечения бесперебойного функционирования поддерживаемой системы |
40 |
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным определить, каким образом Закупочная комиссия будет оценивать критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", так как порядок оценки, установленный в Приложении N 4 к Извещению N 02/2023, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному критерию.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участников закупки, связанный с предметом контракта (наличие исполненных контрактов (договоров) по аналогичным услугам с приложением актов оказанных услуг)" установлено в том числе следующее:
N |
Критерий (показатель критерия) оценки заявок |
Максимальная значимость показателя, баллов |
Коэффициент значимости показателя (весомость показателя) |
1 |
Опыт участников закупки, связанный с предметом контракта (наличие исполненных контрактов (договоров) по аналогичным услугам с приложением актов оказанных услуг) |
|
0,60 (60%) |
1.1 |
Наличие исполненных контрактов (договоров) на сумму не ниже 1 000 000 (одного миллиона) рублей за 2018-2021 гг. по аналогичным услугам (по разработке и/или внедрению и/или сопровождению (технической поддержке) пользователей систем автоматизации деятельности и процессов в области карантина растений) с приложением актов оказанных услуг 5 и более |
100 |
|
1.2 |
Наличие исполненных контрактов (договоров) на сумму не ниже 1 000 000 (одного миллиона) рублей за 2018-2021 гг. по аналогичным услугам (по разработке и/или внедрению и/или сопровождению (технической поддержке) пользователей систем автоматизации деятельности и процессов в области карантина растений) с приложением актов оказанных услуг 3 и более |
50 |
|
1.3 |
Наличие исполненных контрактов (договоров) на сумму не ниже 1 000 000 (одного миллиона) рублей за 2018-2021 гг. по аналогичным услугам (по разработке и/или внедрению и/или сопровождению (технической поддержке) пользователей систем автоматизации деятельности и процессов в области карантина растений) с приложением актов оказанных услуг менее 3 |
0 |
Вместе с тем Положением не предусмотрена возможность предъявлять условия о минимальной стоимости исполненного контракта (договора). Таким образом, требование о предоставлении контракта (договора) не ниже 1 000 000 (одного миллиона) рублей не соответствует пункту 28 Положения.
При этом Комиссией установлено, что порядок оценки заявок не содержит условия об оценке гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), что не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения.
Кроме того, по показателю "Опыт участников закупки, связанный с предметом контракта (наличие исполненных контрактов (договоров) по аналогичным услугам с приложением актов оказанных услуг)" установлено условие о наличии исполненных контрактов (договоров) за 2018-2021 гг., что противоречит подпункту "г" пункта 28 Положения об оценке.
Указанный порядок оценки по показателю "Опыт участников закупки, связанный с предметом контракта (наличие исполненных контрактов (договоров) по аналогичным услугам с приложением актов оказанных услуг)" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 5 Положения при проведении конкурсов:
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии со следующими требованиями:
в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки). В случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица;
раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки (далее - детализирующий показатель), значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных настоящим Положением;
в разделе III указываются отдельные положения о применении отдельных критериев оценки и показателей оценки, предусмотренных разделом II, а именно:
в графе 2 указываются наименования критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя, при применении которого в графе 3 устанавливается соответствующее отдельное положение;
в графе 3 указываются отдельные положения о применении соответствующих критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пунктами 27 - 35 настоящего Положения.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что размещенный Заказчиком на Официальном сайте документ "Приложение N 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе" не соответствует требованиям, предусмотренными подпунктом "е" пункта 5 Положения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Заказчиком в разделе 7 "Срок действия Контракта. Сроки Исполнения Контракта" проекта контракта установлено в том числе следующее:
"7.2. Дата начала оказания Услуг - "01" июня 2023 г. Дата окончания оказания услуг - "24" декабря 2023 г. (включительно). Контракт исполняется в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту)".
Вместе с тем Заказчиком в Техническом задании установлен календарный план оказания услуг, согласно которому:
N п/п |
Наименование |
Результаты |
Отчётные документы и материалы |
График |
1 |
Эксплуатация Федеральной государственной информационной системы "Аргус-Фито" (версия 1) |
Обеспечено бесперебойное функционирование |
Плановый отчёт, Журнал регистрации заявок |
Ежемесячно с 01.07.2023 по 24.12.2023 |
2 |
Эксплуатация Федеральной государственной информационной системы "Аргус-Лаборатория" |
Обеспечено бесперебойное функционирование |
Плановый отчёт, Журнал регистрации заявок |
Ежемесячно с 01.07.2023 по 24.12.2023 |
3 |
Эксплуатация Федеральной государственной информационной системы "Аргус-Обеззараживание" |
Обеспечено бесперебойное функционирование |
Плановый отчёт, Журнал регистрации заявок |
Ежемесячно с 01.07.2023 по 24.12.2023 |
Изучив положения извещения о проведении Конкурса, а также документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом начальных сроков оказания услуг вводят участников закупки в заблуждения и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 14.06.2023 N 050/06/105-19830/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 июня 2023 г. N 050/06/105-19830/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023