Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СТРОЙИНОВАЦИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Мытищи Московской области" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление в сфере закупок для муниципальных нужд" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на приведение в нормативное состояние объектов социального значения (Лот N5) (извещение N0848300062723000254 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 05.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 38 655 822,59 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.06.2023;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является приведение в нормативное состояние объектов социального значения (Лот N5).
Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию к контракту установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Спортивный комплекс" установлен показатель "Турник игрового комплекса".
При это, Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию к контракту для товара по показателю Описание установлено значение "Представляет собой детскую игровую площадку с модульной конструкцией на не менее 4 опорных столбах, включающей в себя подвесную лестницу, гимнастические кольца, шведскую стенку, рукоход. пожарный шест, стенку для штурма; турник".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части формирования и описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1) Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"В случае, если в наименовании показателя указано двоеточие ":", участнику закупки необходимо представить значение данного показателя в неизменном виде, данное требование является приоритетным.
В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Символы ":" и "[ ]" имеют разные условия их применения и не трактуют одни и те же положений документации.
Инструкцией по заполнению "Формы требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, поставляемого при выполнении работ" (Далее - Инструкция) установлено:
"В случае, если в наименовании показателя указано двоеточие ":", участнику закупки необходимо представить значение данного показателя в неизменном виде, данное требование является приоритетным".
При указании данного символа ":" требуемые значения установленные заказчиком должны оставаться в неизменном виде целиком. В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В данном случае неизменным относится только то значение которое находится внутри квадратных скобок. Добавим, что указания значений с использованием символов "[ ]" не применялись, соответственно не могли ввести в заблуждение участников закупки".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанного положения в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Качалка-балансир" по показателю "Металлическая балка-перекладина" установлено значение "Изготовлена из трубы диаметром от 90 или изготовлена из профильной трубы сечением не менее 80*60 или не применяется", по показателю "Сечение бруса древесины балки перекладины" установлено значение "Сечение бруса древесины балки перекладины".
При этом, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Заказчиком установлено в том числе следующее:
"При этом, не допускается указание крайнего значения показателя, не сопровождающегося знаком * (звездочка).
Если Заказчиком указано требование к геометрическим размерам в виде "А*В" или "А*В*С", то требование Заказчика касается одного первого значения".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Вышеуказанные значения относятся к геометрическим параметрам, а именно размерам трубы и бруса в сечении.
Инструкцией установлено: "Если Заказчиком указано требование к геометрическим размерам в виде "А*В" или "А*В*С", то требование Заказчика касается одного первого значения".
Требования заказчика в обоих случаях позволяли указать Участнику одно первое значение свыше 80, либо указать не применяется. При подачи заявок участниками указаны верные значения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к техническим характеристикам товара с учетом положений инструкции не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3) В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Если в требуемых характеристиках прописано требование к классу IP с вышеперечисленными словами и знаками, то они касаются каждого значения, если не указано иное".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Инструкцией установлено: "Если в требуемых характеристиках прописано требование к классу 1Р с вышеперечисленными словами и знаками, то они касаются каждого значения, если не указано иное". По правилам русского языка, союз "если" в данном случае выражает условие и следствие (условие - "требования к классу 1Р", следствие - "касаются каждого значения"), т.е. действуют только в случае их наличия".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанного положения в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию к контракту установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Качели ОКПД2: 28.99.32.120" по показателю "Сидение "гнездо"" установлено значение "Одно сидение. Диаметром > 600 или не применяется"; по показателю "Сиденья качелей "Стандарт"" установлено значение "Одно сиденье. Без спинки; со спинкой".
Вместе с тем, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Символ "." с пробелами применяется как разделитель предложений и все слова, знаки и символы, описанные в инструкции, применяются индивидуально к каждому предложению.
В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к техническим характеристикам товара с учетом положений инструкции подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СТРОЙИНОВАЦИЯ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 16.06.2023 N 050/06/105-20268/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 июня 2023 г. N 050/06/105-20268/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023