Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2023 г. Симферополь
Полная часть решения оглашена 26.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителя интересов:
- Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Заказчик) - Вороная Т.В. (по доверенности),
- ООО "Курорт-Строй" (далее - Заявитель) - Саакян Н.Г. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Капитальный ремонт здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым), по адресу: Республика Крым, пгт. Нижнегорский, ул. Лесная, д.5" (извещение N 0275100000323000047) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, признавшего Победителем участника, который не соответствует требованиям извещения о проведении Закупки и положениям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями
2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно жалобе Заявителя:
"Мы, участник электронного аукциона ООО "КУРОРТ-СТРОЙ" (ИНН 2013428781), который подал заявку под N 114395448, предполагает, что участник ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЗИМУТ" (далее ООО "АЗИМУТ"), ИНН 6140012649, занявший первое место и является победителем, не соответствует требования, установленным требованиям документации и законодательством Российской Федерации.
ООО "КУРОРТ-СТРОЙ" не согласен с доводами комиссии о признании победителем ООО "АЗИМУТ", поскольку по информации из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах Национального объединения строителей указано, что размер обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) не превышает шестидесяти миллионов рублей (первый уровень ответственности).
_
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по реконструкции объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
Обращаем внимание, что у ООО "АЗИМУТ" ИНН 6140012649 на данный момент в реестре контрактов по 44 - ФЗ единой информационной системы имеются контракты на стадии "Исполнение", которые в совокупности с выигранным контрактом превышают предельный размер соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, что подтверждается информацией из реестра саморегулируемой организации:
3582910103123000001 |
13 847 900,00 |
1770680830723000016 |
54 029 500,00 |
3010100580923000001 |
19 187 351,05 |
3600700217423000001 |
16 338 559,77 |
2263402846522000001 |
19 700 191,45 |
2101300560022000009 |
15 535 970,06 |
ИТОГ |
139 457 872,33 |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится прежде всего необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ)".
_
заказчик при закупке любых работ в области строительства с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 10 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих cooтветствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ)".
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется. Вышеуказанные требования не распространяются на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации); в соответствии с Указом Президента от 03.05.2022 N 252 установлен запрет на совершение сделок (в том числе заключение внешнеторговых контрактов) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями); Перечень лиц, находящихся под санкциями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" (далее - постановление Правительства РФ от 03.05.2022 N 851). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.05.2022 N 851 к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 N 252, относятся в том числе: - сделки, совершаемые в пользу лиц, находящихся под санкциями; - сделки, предусматривающие заход в порты Российской Федерации судов, принадлежащих и (или) зафрахтованных лицами, находящимися под санкциями, в их интересе или по их поручению; - сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями".
Подпунктом н) пункта 2.1. Приложения N3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к извещению о проведении Закупки установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать следующие документы и информацию:
"н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона - наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Вышеуказанные требования не распространяются на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
Согласно возражениям Заказчика:
"Считаем, что заявка участника N 114386696 правомерна не отклонена и данный участник правомерно признан победителем электронного аукциона N 0275100000323000047 по следующим основаниям.
Заявитель ссылается в жалобе, что ООО "Азимут" - победителем электронного аукциона заключено по данным ЕИС 6 контрактов на общую сумму 139 457 872 руб. 33 коп, что гораздо превышает уровень ответственности по обязательствам данного члена СРО - первый уровень ответственности.
Членом СРО Ассоциация "Объединение Ростовских строителей" ООО "Азимут" стало только 19.05.2023 года.
С 06.07.2021 ООО "Азимут" было членом СРО Ассоциация "Первое строительное объединение".
По данным Национального объединения строителей ООО "Азимут" как член Ассоциации "Объединение Ростовских строителей" имеет первый уровень ответственности, согласно которого стоимость работ по одному договору подряда не превышает шестьдесят миллионов рублей, именно по одному договору подряда. Контракт реестровый номер 1770680830723000016 заключен на 54 029 500 руб., но был в последствии расторгнут.
По каждому из приведенных заявителем в жалобе контрактов стоимость исполненных ООО "Азимут" обязательств составляет 50-60% от цены контракта.
Считаем, что нормы ФЗ-44 от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не обязывают Заказчика проверять совокупный размер обязательств участника закупки. Также ФЗ-44 не требует рассчитывать совокупный размер обязательств, чтобы принять решение о допуске к закупке.
Это делает комиссия СРО. ГрК РФ не позволяют Заказчику контролировать то, как члены СРО соблюдают градостроительные правила. При подведении итогов электронного аукциона участнику закупки достаточно быть членом СРО.
Считаем, что нормы действующего законодательства, при наличии оснований не препятствуют ООО "Азимут" до заключения с ОСФР по Республике Крым контракта по закупке N 0275100000323000047 увеличить размер взноса в компенсационный фонд.
ООО "Азимут" является членом СРО, государственный контакт с ОСФР по Республике Крым по указанной закупке будет заключен на 16 342 881 руб. 35 коп".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2023 NИЭА1 Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный
N114386696 (ООО "Азимут"), с ценовым предложением 16 342 881,35 руб.
Проанализировав извещение о проведении закупки, заявку N114386696 (ООО "Азимут"), Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в составе заявки Победителя представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 18.03.2023 N0000274, согласно которой ООО "Азимут" состоит в АССОЦИАЦИИ "ОБЪЕДИНЕНИЕ РОСТОВСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ" (АССОЦИАЦИЯ "ОРС"), т.е. СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. Регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций СРО-С-308- 08092022. Согласно данной выписке, уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда первый - стоимость работ по договору не превышает 60 000 000 руб. Согласно данной выписке, уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств первый - стоимость работ по договору не превышает 60 000 000 руб.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена СРО.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена СРО.
С учетом изложенного в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
При этом, частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член СРО ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом СРО в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член СРО вправе не представлять в СРО документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
В соответствии с частью 7 статьи 55.8 ГрК РФ при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего совокупному размеру обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в пятидневный срок с даты получения указанных документов обязаны внести дополнительный взнос в такой компенсационный фонд до размера взноса, предусмотренного саморегулируемой организацией для соответствующего уровня ответственности по обязательствам члена саморегулируемой организации в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, СРО самостоятельно отслеживает в установленном законодательством порядке соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
Вместе с тем, согласно положениям градостроительного законодательства член СРО вправе выполнять заключенные с использованием конкурентных способов договоры при условии, что цена такого договора соответствует уровню ответственности такого члена СРО.
Стоит также отметить, что на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. По результатам электронного аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 21 %.
Изучив представленные материалы, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Победителя электронного аукциона. Довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 июня 2023 г. N 082/06/106-1082/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023