Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2023 г. Симферополь
Полная часть решения оглашена 28.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии представителя интересов:
- ФГБОУ "МЦД "Артек" (далее - Заказчик) - Петрова Е.А., Петыш О.С. (по доверенности),
- ООО "Репутация Права" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по организации питания для ФГБОУ "МДЦ "Артек" в 2023 году" (извещение N0375100001223000170) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии доводом жалобы Заявителя:
"В извещении о проведении закупки приеден порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в котором установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в нем имеется показатель:
1. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
В рамках детализирующего показателя оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником контрактов (договоров), сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), при исполнении которых последний составленный акт, предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. Сведения о наличии у участника закупки опыта подтверждаются копиями исполненных контрактов (договоров), копиями актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг, составленных при исполнении таких контрактов (договоров). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сведения об общей стоимости исполненных участником закупки обязательств по контрактам (договорам) сопоставимого характера", содержащей данные о реестровом номере контракта, предмете контракта, сумме исполненных обязательств по контракту, дате окончания (расторжения) контракта.
Рекомендованная форма "Сведения об общей стоимости исполненных участником закупки обязательств по контрактам (договорам) сопоставимого характера"
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе, либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. |
||||||||||
1.1. |
Показатель оценки " Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" |
|||||||||||
1.2. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки " Общая цена исполненных участником закупки договоров" |
Вместе с тем, считаем, что Заказчик не вправе принимать записи реестровых номеров ЕИС из сводного перечня, вместо электронных образов документов, так как Закон о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ N 2604 не предусмотрена такая возможность подтверждения опыта".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с разделом III. "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчик установил следующее:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||
1. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
В рамках детализирующего показателя оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником контрактов (договоров), сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), при исполнении которых последний составленный акт, предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. Сведения о наличии у участника закупки опыта подтверждаются копиями исполненных контрактов (договоров), копиями актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг, составленных при исполнении таких контрактов (договоров). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сведения об общей стоимости исполненных участником закупки обязательств по контрактам (договорам) сопоставимого характера", содержащей данные о реестровом номере контракта, предмете контракта, сумме исполненных обязательств по контракту, дате окончания (расторжения) контракта.
Рекомендованная форма "Сведения об общей стоимости исполненных участником закупки обязательств по контрактам (договорам) сопоставимого характера"
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе, либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. |
Данный показатель установлен Заказчиком на основании подпункта "в" пункта 24 Положения.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с возражениями Заказчика:
"В соответствии со статьей 2 Федеральный закон от 27.07.2006 N149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) представлены основные понятия такие как:
п. 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
п.3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
п.4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
п. 11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
п. 11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (ред. от 31.12.2022) "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", ст. I п. 3.:
"Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет"), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами"
Таким образом, использование формы "Сведения об общей стоимости исполненных участником закупки обязательств по контрактам (договорам) сопоставимого характера", содержащей данные о реестровом номере контракта, предмете контракта, сумме исполненных обязательств по контракту, дате окончания (расторжения) контракта, вполне применимо в информационно-телекоммуникационной сети для определения Опыта Участника.
1. По формулировке Жалобы в части: "Также в порядке оценки не установлен сопоставимый характер, из чего не ясно какие договора будут сопоставимыми, а какие нет." поясняем что в разделе "Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки" установлен конкретный сопоставимый характер:
"В рамках детализирующего показателя оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником контрактов (договоров), сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), при исполнении которых последний составленный акт, предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления"
Согласно вышеизложенному и тому, что данное обстоятельство не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) просим признать жалобу необоснованной".
На заседании Комиссии Крымского УФАС России представители Заказчика пояснили, что обжалуемые положения порядка оценки не ограничивают участников закупочной процедуры и не противоречат действующему законодательству о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что оспариваемые положения порядка оценки по своей сути являются дополнительным способом подтверждения наличия у участников закупки опыта исполнения контрактов (договоров), ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положений о возможности подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров) посредством представления копии исполненного контракта и акта выполненных услуг (работ), не могут свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений как Закона о контрактной системе, так и норм Положения в силу абзаца 3 подпункта "в" п. 28 Положения, где указано, что порядком оценки устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом перечисление документов, подтверждающих наличие у участника опыта исполнения контрактов (договоров) с использованием формулировки "в том числе" свидетельствует о возможности Заказчика, помимо установленного Положением способа подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров), также предусмотреть иной, альтернативный способ подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров).
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, вместе с тем в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании вышеуказанного порядка оценки, в частности не представлена информация, подтверждающая, что права и интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе.
Также Заявитель, согласно сведениям официального сайта, заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подавал, запрос Заказчику на разъяснение положений конкурсной документации не направлял. Согласно информации из открытых источников специальной правоспособностью, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), Заявитель не обладает. У Заявителя отсутствует опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, установленный Заказчиком согласно позиции 33 Постановления N2571.
На основании вышеизложенного Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 июня 2023 г. N 082/06/106-1085/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023