Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России
А.М. Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- Управление министерства внутренних дел РФ по г. Симферополю (далее - Заказчик) - Корсик А.М. (по доверенности),
- ООО "Электронные машины" (далее - Заявитель) - Воленко М.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по установке видеонаблюдения в административном здания с целью антитеррористической защищенности объектов" (извещение N 0175100004423000023) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Как следует из доводов жалобы Заявителя: "Заказчиком были нарушены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145).
В п. 2 Правил использования КТРУ указано, что каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в части описания объектов закупки, в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение), документации о закупке (далее - документация), контракте, реестре контрактов и т.д.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги*(1) (пп. "а" п. 4 Правил использования КТРУ);
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (пп. "б" п. 4 Правил использования КТРУ);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пп. "в" п. 4Правил использования КТРУ).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства N 878 ), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Из буквального толкования подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ следует, что заказчик не имеет права использовать дополнительные характеристики при установлении ограничения согласно постановления Правительства N 878.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2020 г. N МЕ/109921/20 "О рассмотрении обращения" в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчик в свою очередь установил в извещении ограничение согласно постановления Правительства N 878. При описании видеокамер (Приложение N 1 Описание объекта закупки) заказчик использовал дополнительные характеристики отсутствующие в КТРУ предназначенных для описания видеокамер (26.40.33.110-00000012, 26.40.33.110-00000007, 26.40.33.110-00000008, 26.40.33.110-00000009, 26.70.13.000-00000006, 26.70.13.000-00000001, 26.70.13.000-00000002, 26.70.13.000-00000003), например:
Размер сенсора - не менее 1/2.8" (нет в КТРУ)
Система сканирования - прогрессивная (нет в КТРУ)
Фокусное расстояние объектива не более 2,8 мм (нет в КТРУ)
Угол обзора по горизонтали - не более 102° (значение отсутствует в КТРУ)
Чувствительность при цветном изображении - не менее 0.005 лк (F/1.8), 0 Лк при
ИК вкл (нет в КТРУ)
Лойтеринг - наличие (нет в КТРУ)
подсчитывание людей - наличие (нет в КТРУ)
Функция Defog - наличие (нет в КТРУ)
Детекция движения людей и транспортных средств - наличие (нет в КТРУ)".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 878, код ОКПД 2 - 26.40.33.111 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 878.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145) под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
Согласно пункта 12 Правил N145 код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
В соответствии с пунктом 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, контракте.
Согласно извещению о проведении аукциона, Заказчиком выбран код ОКПД2 -26.40.33.111 - Выполнение работ по установке видеонаблюдения в административном здании с целью антитеррористической защищенности объектов, выбранный код ОКПД2 соответствует предмету закупки.
В соответствии с возражениями Заказчика: "Закупка проводится в результате необходимости в расширении и модернизации уже имеющейся в УМВД России по г. Симферополю системы видеонаблюдения (системы охранного телевидения).
Исполнителю контракта ставится задача поставить и смонтировать определенные недостающие элементы обшей системы видеонаблюдения (системы охранного телевидения).
Целесообразность единой закупки работ и необходимых товаров, материалов обусловлена в данной ситуации потребностью заказчика, очевидной эффективностью приобретения соответствующих работ и материалов в рамках единой закупки у одного контрагента.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила использования каталога. Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. В силу пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 26.40.33.111 "Видеокамеры для системы видеонаблюдения, видеоаналитики и охранного телевидения" не определяет характеристик с указанием их значений в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работ, услуг.
Данные характеристики поставляемого товара в рамках выполнения работ по установке видеонаблюдения в административных зданиях с целью совершенствования антитеррористической защищенности объектов, в частности (видеокамер) в совокупности с иным оборудованием уже имеющемся у заказчика, а так же приобретаемом, с учетом особенностей организации охраны объектов, мест предполагаемой установки на объекте, должны соответствовать требованиям к минимально необходимому составу технических средств охраны и обеспечивать антитеррористическую защищенность объектов УМВД России по г. Симферополю
Согласно доводам, изложенным в жалобе, в документации об электронных аукционах (закупка N 0175100004423000022, закупка N 0175100004423000023) неправомерно указаны дополнительные характеристики, для описания видеокамер отсутствующие в КТРУ предназначенных для описания видеокамер (26.40.33.110-00000012, 26.40.33.110-00000007, 26.40.33.110-00000008, 26.40.33.110-00000009, 26.40.33.110-00000006, 26.40.33.110-00000001, 26.40.33.110-00000002, 26.40.33.110-00000003).
С указанными доводами жалобы Заявителя не согласны, Заявителем не правильно указан код ОКПД 2. Необходимо применять код - 26.40.33.111 "Видеокамеры для системы идеонаблюдения, видеоаналитики и охранного телевидения".
Считаем, что Заказчик в документации об электронных аукционах (закупка N 0175100004423000022, закупка N 0175100004423000023) обоснованно использовал дополнительные характеристики, указанные в описании видеокамер использующихся в системе видеонаблюдения (системе охранного телевидения)".
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, согласно устным и письменным пояснениям Заказчик сообщил, что указанный им в извещении о проведении аукциона код ОКПД2 был установлен в связи с отсутствием подходящего кода КТРУ, в связи с чем описание объекта закупки было осуществлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, выбор для указанного предмета закупки вышеуказанного кода ОКПД2 не противоречит части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Положения Закона о контрактной системе в их совокупности и взаимосвязи не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанностей заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2020 по делу N А11-15561/2019 и др.).
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России принимает решение о признании довода жалобы Заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 июня 2023 г. N 082/06/106-1079/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023