На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФТС России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку снаряжения сигнального светоотражающего (жилет сигнальный с элементами световозращающих материалов) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100001522000067) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком при описании объекта Аукциона установлены характеристики товара не в соответствии с ГОСТ 12.4.281-2014 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования" (далее - ГОСТ 12.4.281-2014).
В ходе проведения внеплановой проверки 06.06.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.06.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 096 640 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 15301063941590049244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.10.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 11.10.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Рост-Профи" с предложением о цене контракта 1 771 660,80 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен контракт от 25.10.2022 N 35-436 (реестровый номер контракта в ЕИС - 1773017661022000065).
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Каталог, Правила формирования и ведения каталога, Правила использования каталога).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога.
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции Каталога, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 Правил использования каталога.
В силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология,в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Объектом Аукциона является поставка снаряжения сигнального светоотражающего (жилет сигнальный с элементами световозращающих материалов) (далее - Товар).
Согласно сведениям ЕИС Извещение размещено в ЕИС - 29.09.2022, при этом позиция Каталога 14.12.30.160-00000490 "Одежда специальная повышенной видимости" (далее - Позиция), включенная в Каталог 16.12.2018, обязательна для применения с 15.02.2019.
В описании объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), установлены обязательные для применения характеристики Позиции "Вид одежды - жилет", "Класс одежды, в зависимости от площади сигнальных элементов - 2", "Половая принадлежность - мужской".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Описание объекта закупки сформировано, в том числе с учетом требований
ГОСТ 12.4.281-2014.
Так, например, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4.2.3
ГОСТ 12.4.281-2014 установлено требование к Товару "Жилет сигнальный имеет одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи".
Также на основании пункта 5.1.1 ГОСТ 12.4.281-2014 установлено требование к применяемым материалам "Ткань гладкокрашеная желтого флуоресцентного цвета".
Вместе с тем характеристика "Ширина 50 мм" (для световозвращающих полос) не противоречит пункту 4.2.2 ГОСТ 12.4.281-2014, согласно которому полосы световозвращающего материала должны быть шириной не менее 50 мм.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что значения характеристик Товара "Коэффициент световозвращения в новом состоянии не менее 500 кдлк1м2", "Коэффициент световозвращения по устойчивости к старению не менее 330 кдлк1м2" установлены в соответствии с таблицей 5 ГОСТ 12.4.281-2014, которой определены минимальные коэффициенты световозвращения для специализированных материалов класса 2.
Кроме того, к Товару установлены следующие дополнительные характеристики, не предусмотренные ГОСТ 12.4.281-2014:
- "V-образный вырез горловины";
- "Цвет серебристый" (для световозвращающих полос);
- "Поверхностая плотность 141-10 г/м2";
- "Водоотталкивание, не менее 90 усл. ед.";
- "Маслоотталкивание, не менее 80 усл.ед.";
- "Тесьма вязаная окантовочная шириной 20 мм, цвета основной ткани или серого" (для окантовки срезов жилета сигнального);
- "Застежка текстильная "контакт" шириной 25 мм, цвета основной ткани или серого" (для застегивания борта);
- "Застежка текстильная "контакт" шириной 50 мм, цвета основной ткани или серого" (для застегивания хлястиков);
- "Застежка-молния пластмассовая, разъемная, витая, тип 6, цвета основной ткани или серого" (для застегивания жилета сигнального);
- "Нитки швейные армированные 44ЛХ, 45 ЛЛ, цвет желтый и серый" (для изготовления жилета сигнального).
При этом в Описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительных характеристик Товара: "Дополнительные характеристики включены в Технические требования в целях обеспечения требований, предъявляемых к снаряжению сигнальному светоотражающему (жилет сигнальный с элементами из световозвращающих материалов)".
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, что Заказчиком ненадлежащим образом составлено Описание объекта закупки, не позволяющее участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия ФТС России не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2023 г. N П-168/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023