Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ГК "СТТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ МО "МОССМП" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов "В" и "С" в комплекте с медицинским оборудованием (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005423000372) (далее соответственно - Извещение, Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом жалобы Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 20.06.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.06.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 768 448 655,10 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.06.2023.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.
1. На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), в связи с чем, по мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены функциональные, технические характеристики продукции, подлежащих поставке по результатам Аукциона, совокупности которых соответствуют продукции единственного производителя ООО "Промышленные технологии".
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 29.10.59.160 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка автомобилей скорой медицинской помощи классов "В" и "С" в комплекте с медицинским оборудованием (код ОКПД2 29.10.59.160) (далее - Автомобили).
Таким образом, на объект закупки распространяется запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Вместе с тем в Извещении не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
При этом в силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом получены разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) на закупку происходящих из иностранного государства товаров от 12.04.2023 NN 37045/20, 37049/20, от 17.04.2023 N 39024/20 в отношении Автомобилей (модели: SVB00C, B-NV21PP, SVB00B) (далее - Разрешения), на основании чего в Описании объект закупки к Автомобилям установлены технические и функциональные характеристики, которым, в совокупности соответствует продукция единственного производителя ООО "Промышленные технологии".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в Описание объекта закупки технические и функциональные требования к поставляемой продукции, соответствующей единственному производителю, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 1 к Описанию объекта закупки неправомерно установлены требования к следующим характеристикам поставляемой продукции: к автомобилям скорой медицинской помощи класса "В" (тип 1) установлены требования "Количество ступеней вперед - не менее 6", "Рабочий объем двигателя автомобиля - не менее 2700 см" (перечень типов автомобилей, к которым установлены такие требования, не является исчерпывающим), что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки предложить к поставке Автомобили с аналогичными характеристиками от иных производителей.
Пунктом 11 Постановления N 616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом о контрактной системе, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования к характеристикам Автомобилей устранены Заказчиком, Уполномоченным органом 16.06.2023 при внесении изменений в Извещение.
Вместе с тем в приложении N 1 к Описанию объекта закупки (в редакции Извещения от 16.06.2023) установлены, например, такие характеристики к Автомобилям, как "Мощность двигателя", "Пассажировместимость", которые сопровождаются словами "не менее", при этом в заявлениях на получение соответствующих Разрешений установлены конкретные показатели.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки установлены характеристики продукции, отличные от характеристик продукции, указанных в заявлениях, на основании которых Минпромторгом России выданы Разрешения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с письмом Минпромторга России от 21.06.2023 N 64595/20 при рассмотрении заявлений Заказчика, Уполномоченного органа на получение Разрешений Департаментом автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России (далее - Департамент) выданы некорректные Разрешения ввиду ненадлежащей работы Государственной информационной системы промышленности запросы о технологической возможности производства аналогичных товаров были направлены не всем организациям-производителям, входящим в реестр российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ГК "СТТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.06.2023 по делу N 28/06/105-1502/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2023 г. N 28/06/105-1502/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023