Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО Клиника "Креде Эксперто" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению диспансеризации государственных гражданских служащих (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100010523000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 451 460,70 руб.;
4) начальная сумма цен единиц услуги - 44 588,10 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 16701133941290020244;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.06.2023;
7) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации с предложением о сумме цен единиц услуги в размере 20 787,82 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Показателю Критерия.
Пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
В силу подпункта "а" пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" применятся показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
Пунктом 17 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу подпункта "а" пункта 22 Положения если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки).
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по проведению диспансеризации государственных гражданских служащих.
Пунктом 2 раздела 2 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения (далее - Порядок оценки), установлены следующие характеристики Показателя Критерия:
- наличие предложения, направленного на повышение качества оказания услуг, предусмотренных Приложением N 1 к Извещению об осуществлении закупки, в отношении организации проведения диспансеризации государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Характеристика N 1);
- страхование профессиональной ответственности врачей и других медицинских работников (далее - Характеристика N 2).
Согласно пункту 2.1.1 раздела 3 Порядка оценки по Характеристике N 1 оценке подлежат предложения участников закупки, направленные на повышение качества оказания услуг, предусмотренных приложением N 1 к Извещению об осуществлении закупки, в отношении организации проведения диспансеризации государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленные в виде отдельного документа в письменной форме с перечислением конкретных мероприятий.
Также согласно пункту 2.1.2 раздела 3 Порядка оценки по Характеристике N 2 оценке подлежит действующий договор, заключенный участником закупки со страховой компанией на страхование ответственности при осуществлении медицинской деятельности (далее - Договор страхования) с лимитом ответственности на 1 страховой случай не менее 1 млн. рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 15.06.2023 N ПРОI1 Заявителю по Показателю Критерия присвоено 0 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителю по Характеристике N 1 Показателя Критерия присвоено 0 баллов, поскольку Заявителем в составе заявки не представлены конкретные предложения по повышению качества оказания услуг.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявителем по Характеристике N 1 Показателя Критерия в составе предложения, направленного на повышение качества оказания услуг, представлены в том числе следующие предложения:
- услуги оказываются в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, который разрабатывается совместно с Заказчиком на основании полученного поименного списка от Заказчика, и представляется на утверждение Заказчику в течение не более 2 рабочих дней от даты предоставления списка;
- при условии коллективного прохождения диспансеризации (от 30 человек в день), для разделения потока пациентов, улучшения сервисного обслуживания и организации проведения диспансеризации, клиника может предоставить "зеленый коридор" в виде отдельно выделенного этажа для приема всех специалистов, ЭКГ и забора анализов.
При этом согласно пункту 3 описания объекта закупки Извещения услуги оказываются в соответствии с календарным планом прохождения диспансеризации, который разрабатывается исполнителем на основании направленного Заказчиком поименного списка государственных служащих и утверждается совместно с Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения государственного контракта.
Также представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заявителю по Характеристике N 2 Показателя Критерия присвоено 0 баллов, поскольку срок действия, представленного Заявителем Договора страхования, установлен до 04.09.2023. При этом согласно Извещению срок оказания услуг по государственному контракту до 29.09.2023.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявителем по Характеристике N 2 Показателя Критерия представлен действующий Договор страхования согласно требованиям Порядка оценки.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что исходя из Порядка оценки по Показателю Критерия не предоставляется возможным определить, какие именно предложения будут оцениваться Комиссией по осуществлению закупок как соответствующие требованиям Извещения, в связи с чем указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Комиссией по осуществлению закупок по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий Порядок оценки по Показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом, с учетом установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки по Показателю Критерия, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом произведена оценка заявки Заявителя по указанному Показателю, что нарушает подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Подпунктом "в" пункта 28 Положения в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по проведению диспансеризации государственных гражданских служащих.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пункте 3.1.1 раздела 3 Порядка оценки заявок установлено в том числе следующее: "Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по проведению диспансеризации государственных гражданских служащих".
При этом согласно сведениям ЕИС на отраслевом рынке имеются договоры на оказание услуг по проведению диспансеризации, которые ранее исполнялись участниками закупок, например, для нужд муниципальных государственных служащих.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заказчика не представили сведений, подтверждающих отличие оказания услуг по проведению диспансеризации государственных гражданских служащих от проведении диспансеризации муниципальных гражданских служащих.
Исходя из вышеуказанного Порядка оценки Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления контракта/договора, в рамках которого участнику необходимо оказать услуги по проведению диспансеризации исключительно для государственных гражданских служащих.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Клиника "Креде Эксперто" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 27.06.2023 по делу N 28/06/105-166/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2023 г. N 28/06/105-166/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023