На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Минцифры России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по технической поддержке Автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения процессов в сфере печати и массовых коммуникаций (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007522000043) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.06.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.06.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 417 500 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 07104102340190019246;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.07.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "Умный архив" заключен государственный контракт от 10.08.2022 N 0173100007522000043 по цене 16 417 500 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1771047437522000066).
1. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки, а именно не установлены технические, функциональные и качественные характеристики серверного и дополнительного оборудования, систем хранения данных, программного обеспечения, что не позволяет участникам закупки определить количество и тип оборудования, в отношении которого необходимо осуществлять техническую поддержку.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по технической поддержке Автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения процессов в сфере печати и массовых коммуникаций (далее - Система).
В соответствии с пунктом 3.1 Описания объекта закупки система представляет собой комплекс технических и программных средств, обеспечивающий автоматизацию основных административно-управленческих процессов Департамента государственной поддержки развития медиа и Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии, связанных с государственной поддержкой электронных и печатных средств массовой информации и книжных издательств.
Согласно Описанию объекта закупки техническое обеспечение Системы включает в себя технические средства в составе:
- серверное оборудование;
- системы хранения данных;
- источники бесперебойного питания;
- прочее дополнительное оборудование.
Программное обеспечение Системы включает:
- общесистемное программное обеспечение;
- специальное программное обеспечение.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Описание объекта закупки не содержит технические, функциональные и качественные характеристики серверного и дополнительного оборудования, систем хранения данных, программного обеспечения, раскрывающие объем оказываемых услуг по Аукциону.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что техническая документация по Системе содержится в ранее исполненных контрактах по созданию и модернизации Системы в ЕИС.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Описание объекта закупки не содержит указание на такие контракты.
Также Комиссией установлено, что в адрес Заказчика направлены запросы о разъяснении положений Извещения от 21.07.2022 б/н, от 23.07.2022 б/н об уточнении вышеуказанных сведений.
При этом согласно разъяснениям от 25.07.2022 N РИ1, N РИ2 "стэк использованных технологий указан в закупочной документации на создание, эксплуатацию Единой автоматизированной системы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям".
Вместе с тем представителями Заказчика на заседании Комиссии представлен перечень из шести закупок, связанных с созданием и модернизацией Системы, что обязывает участников закупки самостоятельно изучать контракты, а также акты приемки, размещенные в ЕИС, для определения количества и характеристик оборудования, входящего в состав Системы.
Таким образом, отсутствие в Описании объекта закупки полной информации об объеме оказываемых услуг создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки,с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в ЕИС
и на электронной площадке (с использованием ЕИС) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в ЕИС 29.07.2022, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее 09.08.2022.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 03.08.2022 проект контракта подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Умный архив" и размещен в ЕИС, в связи с чем регламентированный срок подписания контракта Заказчиком с учетом срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе - не позднее 09.08.2022.
При этом Комиссией установлено, что подписанный Заказчиком контракт размещен в ЕИС и на электронной площадке 10.08.2022, то есть с нарушением регламентированного срока.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 22.06.2023 по делу N П-171/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2023 г. N П-171/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023