На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Расер" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении заказчиками, Финансовым управлением администрации МО ГО "Воркута" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кисломолочной продукции (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0307300001223000043) (далее - Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молока питьевого (номер извещения в ЕИС - 0307300001223000048) (далее - Аукцион N 2), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку творога (номер извещения в ЕИС - 0307300001223000049) (далее - Аукцион N 3), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку яиц куриных в скорлупе свежих (номер извещения в ЕИС - 0307300001223000051) (далее - Аукцион N 4),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1-4.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукционов NN 1-4, в результате чего у Заявителя 03.04.2023 отсутствовала возможность принять участие в Аукционах NN 1-4.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукционов NN 1-4 Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 19.06.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.06.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1 (далее - Извещение N 1), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 1 размещено в ЕИС - 24.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 136 670 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организаций;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 03.04.2023;
6) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 03.04.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением N 1 и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона N 1 признано ООО "КИРОВОПТТОРГ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 5 059 619, 95 руб.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2 (далее - Извещение N 2), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 2 размещено в ЕИС - 24.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 910 625 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организаций;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 03.04.2023;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 03.04.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением N 2 и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона N 2 признано ООО "КИРОВОПТТОРГ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 4 738 753, 09 руб.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3 (далее - Извещение N 3), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 3 размещено в ЕИС - 24.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 016 939, 68 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организаций;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 03.04.2023;
6) на участие в Аукционе N 3 подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 03.04.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением N 3 и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона N 3 признано ООО "КИРОВОПТТОРГ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 986 770, 28 руб.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 4 (далее - Извещение N 4), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 4 размещено в ЕИС - 24.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 926 144, 60 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организаций;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 4 - 03.04.2023;
6) на участие в Аукционе N 4 подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 03.04.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 2 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением N 4 и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона N 4 признано ООО "ДИНАС" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 916 513, 88 руб.
На основании части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
На основании подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки поданы заявки на участие в Аукционах NN 1-4 с указанием специального счета N 40702810228000003331, открытого в ПАО "Сбербанк России" (далее - Банк):
- 02.04.2023 в 03:01:07 на участие в Аукционе N 1;
- 02.04.2023 в 03:06:51 на участие в Аукционе N 2;
- 02.04.2023 в 03:11:23 на участие в Аукционе N 3;
- 02.04.2023 в 03:16:06 на участие в Аукционе N 4.
Так, Оператором электронной площадки направлены запросы в Банк о необходимости блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-4:
- 02.04.2023 в 03:01:12 по Аукциону N 1;
- 02.04.2023 в 03:07:02 по Аукциону N 2;
- 02.04.2023 в 03:11:32 по Аукциону N 3;
- 02.04.2023 в 03:16:12 по Аукциону N 4.
Вместе с тем представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что в установленное подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе время, в адрес Оператора электронной площадки от Банка не поступила информация о наличии на специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-4, в связи с чем Оператором электронной площадки заявки Заявителя на участие в Аукционах NN 1-4 возвращены 03.04.2023.
Указанная информация подтверждается государственной информационной системой "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС.
Банк в письменных пояснениях сообщил, что запросы на блокировку денежных средств от Оператора электронной площадки получены Банком - 02.04.2023, блокировка денежных средств на специальном счете Заявителя Банком выполнена.
При этом Банк не направил Оператору электронной площадки информацию о блокировке денежных средств на специальном счете Заявителя в срок, установленный статьей 44 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Банка, не направившего Оператору электронной площадки информацию об осуществленных блокированиях денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-4 в регламентированный срок, нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2023 г. N П-169/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023