В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 66/23 от 22.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" -.,
представителей Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - (на основании доверенности),
представителя индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны - (на основании доверенности),
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны (ИНН: 561206563586) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку кресел офисных (номер извещения N 0853100000223000005),
УСТАНОВИЛА:
21.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области", Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны (далее - ИП Халяпина К.А., Поставщик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку кресел офисных (номер извещения N 0853100000223000005) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующие на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России начальник и представители ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" и поддержали доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г. Представители Заказчика отметили, что ИП Халяпиной К.А. была осуществлена поставка товара, однако в результате проведенной экспертизы было выявлено, что поставленные кресла офисные (позиция N 1 спецификации Контракта) не соответствуют функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, предусмотренным техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту). Также Заказчиком установлено, что товар по позициям NN 2, 3 спецификации Контракта не поставлен Заказчику. Кроме того, начальником и представителями ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" отмечено, что при наличии неоднократно направленных претензий (требований об уплате неустойки (пени)) от Заказчика Поставщик так и не поставил товар надлежащего качества в соответствии с требованиями Контракта.
Присутствующий на рассмотрении обращения представителя индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны пояснил, что у Поставщика не было умысла на уклонение от исполнения контракта, просил сведения в отношении ИП Халяпиной К.А. в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, отметив, что на всем протяжении действия Контракта со стороны Поставщика добросовестно и надлежащим образом исполнялись принятые им на себя обязательства, предпринимались все меры для исполнения контракта. При исполнении контракта поставщик столкнулся со сложностями поставки офисных кресел. Поставщик предпринял максимально возможные действия для исполнения контракта, делал запросы для возможности поставки данных кресел. При подаче заявки поставщик также оформлял запросы и получил коммерческое предложение о возможности поставки товара от 28.02.2023 г. Однако позднее поставщики сообщили о невозможности поставки.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
27.02.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку кресел офисных (номер извещения N 0853100000223000005).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 096 752,30 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2023 г. N ИЭА1 победителем закупки признан индивидуальный предприниматель Халяпина Ксения Алексеевна с предложением о цене контракта 696 437,36 руб.
27.03.2023 г. между индивидуальным предпринимателем Халяпиной Ксенией Алексеевной и Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" заключен государственный контракт N 0853100000223000005-01 на поставку кресел офисных (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Государственного Контракта" установлено следующее:
"1.1. Поставщик обязуется поставить кресла офисные (далее - Товар) с функциональными, техническими и качественными характеристиками, указанными в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), а Государственный заказчик принять и оплатить Товар надлежащего качества, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 2 к Государственному контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Приложением N 1 к государственному контракту N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г. установлено "Техническое задание":
Техническое задание
N п/п |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Кресло офисное |
Вид материала обивки спинки: Сетчатый акрил Вид материала обивки сидения: Текстиль Тип каркаса: Металлический Назначение: Для руководителя Наличие механизма регулировки по высоте: Да Наличие подлокотников: Да Регулировка угла наклона: Да Наличие подголовника: Да Наличие подставки для ног: Нет Ортопедическое основание: Да Дополнительные характеристики:* Цвет кресла черный. Кресло выдерживает статическую нагрузку весом 120 кг. Спинка имеет сверхпрочный стальной каркас с износостойким полимерным покрытием. Сиденье средней жесткости, обивка из износоустойчивой дышащей ткани. Подголовник мягкий из износостойкого материала (из экокожи). Подлокотники нерегулируемые, стальные, с мягкими накладками из износостойкого материала (из экокожи). Кресло оснащено пятилучевой крестовиной с пятью роликами. Материалом крестовины пластик. Регулировку высоты кресла обеспечивает газовая пружина (газлифт). Габариты кресла: ширина сиденья: 460 мм; ширина кресла: 625 мм; глубина сиденья до спинки: 440 мм; высота спинки от сиденья: 750 мм; высота кресла: 1160 мм. Страна производитель Российская Федерация |
шт. |
145 |
2. |
Кресло офисное
|
Вид материала обивки спинки: Экокожа Вид материала обивки сидения: Экокожа Тип каркаса: Металлический Назначение: Для руководителя Наличие механизма регулировки по высоте: Да Наличие подголовника: Да Наличие подлокотников: Да Регулировка угла наклона: Да Наличие подставки для ног: Нет Ортопедическое основание: Да Цвет кресла черный. Кресло выдерживает статическую нагрузку весом 120 кг. Кресло оснащено пятилучевой крестовиной с пятью роликами. Материалом крестовины хромированный металл. Подлокотники нерегулируемые, стальные, с мягкими накладками из износостойкого материала (экокожи) черного цвета. Регулировку высоты кресла обеспечивает газовая пружина (газлифт). Габариты кресла: ширина сиденья: 520 мм; ширина кресла: 640 мм; глубина сиденья до спинки: 450 мм высота спинки от сиденья: 650 мм высота кресла: 1140 мм. Страна производитель Российская Федерация |
шт. |
45 |
Гарантия Поставщика равна гарантии производителя и составляет 12 месяцев с даты приемки товара.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ поставляемый товар является новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
В соответствии с требованием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" весь Товар по своим свойствам и показателям безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и соответствует санитарным правилам и нормам, отраженным в соответствующих нормативных документах.
Упаковка товара обеспечивает сохранность товара при транспортировке и предотвращает его повреждение или порчу во время перевозки, доставки, отгрузки, передачи Заказчику и дальнейшего хранения.
Приложением N 2 к государственному контракту N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г. установлена "Спецификация":
СПЕЦИФИКАЦИЯ
на поставку кресел офисных
N п/п |
Наименование товара, страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. изм., руб. без НДС |
Общая сумма, руб. без НДС |
1. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
145 |
4 997,32 |
724 611,40 |
2. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
44 |
8 222,62 |
361 795,28 |
3. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
1 |
8 222,58 |
8 222,58 |
Итого: |
|
1 094 629,26 |
Пунктами 3.13-3.11 Контракта установлены следующие условия поставки товара:
"3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Государственному заказчику по адресу: г. Оренбург, пер. Косогорный, д. 3 (далее - место доставки), в течение 15 рабочих дней с момента заключения Контракта.
3.2. Поставщик поставляет Товар в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту) и с условиями настоящего Контракта
3.3. Время поставки Товара: в рабочие дни с понедельника по пятницу каждой недели с 09:00 до 18:00 часов, кроме обеденного перерыва с 13:00 до 14:00 часов (время местное). Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Государственного заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
3.4. Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
3.5. Государственный заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.6. Поставщик одновременно с Товаром передает Государственному заказчику сопроводительные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем Товара: счета, товарные накладные, копии (заверенные подписью и печатью Поставщика) сертификата или декларации соответствия (при наличии);
Товаросопроводительные документы должны быть оформлены на русском языке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. В целях осуществления приемки поставленного Товара Государственным заказчиком создана приемочная комиссия.
3.8. Для проверки поставленного Товара, предусмотренного Контрактом, в части его соответствия условиям Контракта Государственный заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара, предусмотренного Контрактом, проводится Государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Результаты экспертизы отражаются в Экспертном заключении (Приложение N 3 Государственному контракту), в том числе информация об извещении Поставщика о времени, месте и дате приемки с указанием способа, и времени извещения и документа, подтверждающего направление извещения.
3.9. В случае если по результатам экспертизы установлены нарушения требований настоящего Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключение могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
3.10. Поставщик в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты отгрузки Товара Государственному заказчику в месте поставки Товара, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика и размещает в единой информационной системе документ о приемке, к которому могут прилагаться документы, считающиеся его неотъемлемой частью, и содержащий информацию:
а) идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Государственного заказчика, наименование объекта закупки, место поставки Товара, информацию о Поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ, единицу измерения поставленного Товара;
б) наименование поставленного Товара;
в) наименование страны происхождения поставленного Товара;
г) информацию о количестве поставленного Товара;
д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного Товара.
3.11. Документ о приемке, подписанный Поставщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется Государственному заказчику. Датой поступления Государственному заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Государственный заказчик".
Пунктом 4.1 Контракта установлены следующие обязанности Поставщика:
"4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, Техническим заданием (Приложение N1 к Государственному контракту) и Спецификацией (Приложение N2 к Государственному контракту);
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 3.15 Контракта, в сроки, согласованные с Государственным заказчиком;
4.1.4. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется Государственному заказчику. Датой поступления Государственному заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящими условиями такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Государственный заказчик. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается надлежащим уведомлением Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
4.1.5. предоставлять Государственному заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Государственному заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта".
Пунктом 4.3 Договора установлены следующие обязанности Заказчика:
"4.3. Государственный заказчик обязуется:
4.3.1. обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;
4.3.2. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика;
4.3.3. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Государственный заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Государственного заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется Поставщику. Датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящими условиями такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
4.3.3. требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом 6 Контракта;
4.3.4. провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ".
Разделом 5 Контракта "Качество Товара" установлены следующие условия:
5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
5.2. Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам.
5.3. Товар должен быть упакован и замаркирован в соответствии с действующими стандартами. Поставщик поставляет Товар в упаковке завода-изготовителя, позволяющей транспортировать его любым видом транспорта на любое расстояние, предохранять от повреждений, загрязнений, утраты товарного вида и порчи при его перевозке с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения".
Также материалами дела установлено, что 29.03.2023 г. между индивидуальным предпринимателем Халяпиной Ксенией Алексеевной и Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" заключено дополнительное соглашение к государственному контракту N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г на поставку кресел офисных. В соответствии с указанным дополнительным соглашением стороны договорились о нижеследующем:
"1. На основании п. 4.4.5 Контракта по предложению Государственного заказчика Стороны договорились увеличить предусмотренное количество Товара в денежном выражении на сумму 107 850 (Сто семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей 28 копеек.
2. Пункт 2.1. Контракта изложить в следующей редакции: "2.1. Цена Контракта составляет 1 202 479 (Один миллион двести две тысячи четыреста семьдесят девять) рублей 54 копейки (НДС не облагается).", далее по тексту Контракта.
3. Приложение N 1 Контракта изложить в редакции Приложения N 1 к настоящему Соглашению.
4. Приложение N 2 Контракта изложить в редакции Приложения N 2 к настоящему Соглашению.
5. Условия Контракта, не затронутые настоящим Соглашением, действуют без изменений и обязательны для исполнения Сторонами.
6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует совместно с Контрактом, являясь его неотъемлемой частью.
7. Настоящее Соглашение составлено в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями Сторон".
Согласно дополнительному соглашению от 29.03.2023 г. приложение N 2 "Спецификация" к государственному контракту N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г. изложена в следующей редакции:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
на поставку кресел офисных
N п/п |
Наименование товара, страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. изм., руб. без НДС |
Общая сумма, руб. без НДС |
1. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
160 |
4 997,32 |
799 571,20 |
2. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
48 |
8 222,62 |
394 685,76 |
3. |
Кресло офисное Российская Федерация |
шт. |
1 |
8 222,58 |
8 222,58 |
Итого: |
|
1 202 479,54 |
В соответствии с обращением Заказчика согласно экспертному заключению от 21.04.2023 г. Товар не был принят ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области", так как имелись существенные препятствия для приемки, заключающиеся в следующем:
1. кресло офисное (позиция N 1 спецификации Контракта) не соответствовало функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, предусмотренным техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту);
2. товар по позициям NN 2, 3 (кресло офисное) спецификации Контракта не поставлен Государственному заказчику.
Пунктами 10.1-10.4 Контракта установлено следующее:
"10.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
10.2. Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
10.3. Срок рассмотрения претензии не может превышать 10 (десяти) дней. Переписка Сторон может осуществляться в виде писем или телеграмм, а в случаях направления телекса, факса, иного электронного сообщения - с последующим предоставлением оригинала документа.
10.4. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке и передается на рассмотрение Арбитражного суда Оренбургской области".
Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что 12.04.2023 г. между ИП Казаковым Д.В. и ИП Халяпиной К.А. с целью поставки офисных кресел в рамках государственного контракта N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г. заключен договор поставки N 09/23 на кресла офисные "Элегия".
Также из представленных пояснений сторон и материалов дела следует, что ИП Халяпиной К.А. была осуществлена поставка товара.
Вместе с тем, материалами дела установлено и сторонами подтверждено, что в соответствии с экспертным заключением от 21.04.2023 г. приемочной комиссией принято решение об отказе в приемки поставленного товара по следующим основаниям:
- товар (кресло офисное в количестве 160 штук - позиция N 1 спецификации Контракта) не соответствует требованиям технического задания: кресло должно выдерживать статическую нагрузку весом 120 кг (в инструкции к фактически поставленному креслу указана максимально допустимая нагрузка на сиденье в 100 кг), кресло должно иметь регулировку угла наклона (фактически в поставленном кресле отсутствует механизм, регулирующий угол наклона);
- товар (кресло офисное в количестве 49 штук - позиция N 2 и N 3 спецификации Контракта) не поставлен.
В ответ на отказ от приемки товара ИП Халяпиной К.А. в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой об увеличении сроков исполнения контракта и рассмотрения вопроса поставки офисных кресел с улучшенными характеристиками.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Вместе с тем, согласно представленным пояснениям, указанная поставка согласована сторонами не была.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, ИП Халяпина К.А. обращалась с запросами коммерческих предложений о поставке офисных кресел, однако, такой товар отсутствует на рынке. Поставщик не мог предположить, что товар станет недоступным к покупке.
Согласно положениям п. 11.1 Контракта "Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2023 г."
Согласно пункту 11.2 Контракта установлено, что "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8 - 11, 12.1, 13 - 19, 20.1, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
07.06.2023 г., руководствуясь положениями чч. 9, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11.2 Контракта, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г.
07.06.2023 г. 09:28 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (Решение об одностороннем отказе N б/н от 07.06.2023 г. Поставщик Получено 07.06.2023 09:28 (МСК) Заказчик Подписано 07.06.2023 09:28 (МСК).
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 18.06.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, доказательств того, что индивидуальный предприниматель Халяпина Ксения Алексеевна после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступила к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно обращению Заказчика при наличии неоднократно направленных претензий (требований об уплате неустойки (пени)) от Государственного заказчика Поставщик так и не поставил товар надлежащего качества в соответствии с требованиями Контракта.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у ИП Халяпиной К.А. отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями извещения об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ИП Халяпина К.А. приняла на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ИП Халяпина К.А. уклонилась от исполнения контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Вместе с тем, Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что Поставщиком в адрес Заказчика изначально осуществлена поставка лишь части товара (кресло офисное в количестве 49 штук - позиция N 2 и N 3 спецификации Контракта не поставлено), что подтверждается экспертным заключением от 21.04.2023 г. и не оспаривается представителем ИП Халяпиной К.А. при рассмотрении указанного дела, равно как и не оспаривается несоответствие поставленного товара по позиции 1 спецификации требованиям технического задания.
Инспекцией Оренбургского УФАС России также отмечается, что ИП Халяпиной К.А. в материалы дела представлена счет-фактура N 20 от 12.04.2023 г., подтверждающая приобретение товара Поставщиком у ИП Казакова Д.В.
Таким образом, ИП Халяпиной К.А. не были предприняты все необходимые меры для выявления возможного несоответствия согласованного и указанного в счет-фактуре N 20 от 12.04.2023 г. товара, необходимого для поставки в рамках государственного контракта N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г., что согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является риском предпринимательской деятельности.
Также Инспекция Оренбургского УФАС России полагает необходимым обратить внимание на тот факт, что между отказом ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" от приемки товара (экспертное заключение от 21.04.2023 г.) и письмом ИП Халяпиной К.А. с просьбой об увеличении сроков исполнения контракта и рассмотрения вопроса поставки офисных кресел с улучшенными характеристиками (письмо от 01.06.2023 г.) прошло 40 календарных дней. Выставленные в указанный период с 21.04.2023 г. по 01.06.2023 г. Заказчиком Поставщику требования об уплате неустойки N 6/1-1451 от 19.06.2023 г., N 6/1-1359 от 06.06.2023 г., N 6/1-1237 от 24.05.2023 г., N 6/1-1122 от 15.05.2023 г., N 6/1-1008 от 02.05.2023 г., N 6/1-953 от 25.04.2023 г., ИП Халяпиной К.А. до настоящего времени не оплачены и фактически проигнорированы.
Кроме того, Инспекцией Оренбургского УФАС России подвергается сомнению довод представителя Поставщика о том, что ИП Халяпина К.А. обращалась с запросами коммерческих предложений о поставке офисных кресел, однако, такой товар отсутствует на рынке, поскольку представленные в материалы дела обращения с запросами коммерческих предложений датированы 07.06.2023 г. Следовательно, ИП Халяпиной К.А. не представлено обоснованных доказательств того, что в период с 21.04.2023 г. по 01.06.2023 г. Поставщиком предпринимались попытки для поиска подходящего для поставки товара, равно как и не представлены доказательства того, что товар с указанными в техническом задании характеристиками отсутствует на рынке и его не представляется возможным поставить Заказчику.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 07.06.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 07.06.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Доказательств того, что ИП Халяпиной К.А. была осуществлена поставка кресел офисных Заказчику, в материалы не представлено.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ИП Халяпиной К.А. явилось бы надлежащее исполнение условий договора.
Вместе с тем, ИП Халяпиной К.А. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий государственного контракта N 0853100000223000005-01 от 27.03.2023 г., в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Более того в антимонопольный орган ранее поступило обращение о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны от Министерства образования Оренбургской области, согласно которому ИП Халяпиной К.А. также не были выполнены в полном объеме обязательства по контракту в установленные сроки (дело N 056/10/104-642/2023).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны (ИНН: 561206563586) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку кресел офисных (номер извещения N 0853100000223000005), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" в отношении:
индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны (ИНН 561206563586, ОГРНИП 321565800019329, адреса электронной почты: КАНА7755@GMAIL.COM; адрес: 460060, Оренбургская область, город Оренбург, улица Транспортная, дом 18/5, квартира 134) включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта Заказчиком сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Халяпиной Ксении Алексеевны в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об индивидуальном предпринимателе Халяпиной Ксении Алексеевне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 июня 2023 г. N 056/10/104-697/2023 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - спецификация - государственный заказчик - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023