Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ИВАНТЕЕВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОГ" на действия Единой Комиссии ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" при проведении электронного аукциона N 0360200054023000034 "Ремонт автоподъезда к с. Семено-Полтавка от автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 4+000 в Краснопартизанском районе Саратовской области и на участке км 4+000 - км 4+400 в Ершовском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 28+400 в Краснопартизанском районе Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
20.06.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ИВАНТЕЕВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОГ" (далее- Заявитель) на действия Единой Комиссии ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" при проведении электронного аукциона N 0360200054023000034 "Ремонт автоподъезда к с. Семено-Полтавка от автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 4+000 в Краснопартизанском районе Саратовской области и на участке км 4+000 - км 4+400 в Ершовском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 28+400 в Краснопартизанском районе Саратовской области" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников неправомерно отклонила заявку ООО "ИВАНТЕЕВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОГ".
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 748 940 876,40 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно п.1 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно извещению Заказчиком установлено, что обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии или путем внесения на счет денежных средств. Способ обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном ст. 44 Закона о контрактной системе. Независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.
Согласно пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 NИЭА1 заявка с идентификационным номером заявки 1 (заявка Заявителя) отклонена по основаниям:
"п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, отказ в принятии независимой гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44 ФЗ, а именно установлено, что независимая гарантия не соответствует типовой форме (что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N1005, ч. 8.2 статьи 45 Закона N 44 ФЗ и разделу "Обеспечение заявки" извещения)".
Из жалобы Заявителя следует, что представленная в качестве обеспечения заявки участником закупки с идентификационным номером заявки 1 независимая гарантия соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, что подтверждается письмом ПАО "Металлургический инвестиционный банк" от 22.06.2023.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя была отклонена по основанию: "Отказ в принятии независимой гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44 ФЗ, а именно установлено, что независимая гарантия не соответствует типовой форме (что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, ч. 8.2 статьи 45 Закона N 44 ФЗ и разделу "Обеспечение заявки" извещения)".
Согласно Типовой форме в независимой гарантии указывается наименование принципала, место нахождения, телефон адрес электронной почты Принципала. В независимой гарантии заявителя указан адрес электронной почты Tender.gk-orion@mail.ru, однако, в заявке указан Vitus-6@mail.ru. Следовательно, в части заполнения адреса электронной почты, независимая гарантия не соответствует, Типовой форме, в части не указания адреса электронной почты.
Кроме того, в представленной независимой гарантии указано условие в п. 16.2, которое установлено в недействующей редакции ч. 3. ст. 45 Закона о контрактной системе.
Так согласно ч. 3. ст. 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Однако в п. 16.2 Независимой гарантии указанное выше требование ч. 3. ст. 45 Закона о контрактной системе установлено следующим образом: "Бенефициар имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования Бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, если Гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по настоящей независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия".
Кроме того, указанно в п. 16.2 Независимой гарантии условие не предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N1005).
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного требования принято Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N 1005).
Постановление Правительства N 1005 утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Типовая форма), а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Дополнительные требования).
В соответствии с Дополнительными требованиями независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной Типовой форме (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства N 1005.
Участник закупки с идентификационным номером заявки 1 (заявка Заявителя) в качестве обеспечения заявки на участие в закупке представлена Независимая гарантия N 808305-БГ/23 от 08.06.2023 выданная Акционерным коммерческим банком "Металлургический инвестиционный банк" на сумму 37 447 043, 82 рубля (далее- Независимая гарантия).
Согласно п. 16 Типовой формой независимая гарантия может содержать дополнительные условия.
При этом согласно примечанию 9 п. 16 Типовой формой дополнительные условия не должны противоречить положениям извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению, независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.
В п. 16.2 Независимой гарантии представленной участником закупки с идентификационным номером заявки 1 (заявка Заявителя) предусмотрено условие, что бенефициар имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования Бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, если Гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по настоящей независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия".
При этом п. 16.2 Независимой гарантии противоречит требованию ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, а именно п. 16.2 Независимой гарантии установлен в редакции ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, действующей до 01.07.2022: "В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
Согласно действующей на момент подачи заявки редакции ч.3 ст. 45 Закона о контрактной системе: "В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования".
Кроме того, указанное в п. 16.2 Независимой гарантии условие не предусмотрено в Постановлении Правительства N 1005.
Таким образом, независимая гарантия, предоставленная участником закупки с идентификационным номером заявки 1 (заявка Заявителя) в качестве обеспечения заявки на участие в закупке не соответствует требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства N 1005.
Исходя из вышеизложенного, действия Единой комиссии, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя, не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИВАНТЕЕВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОГ" на действия Единой Комиссии ГКУ СО "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" при проведении электронного аукциона N 0360200054023000034 "Ремонт автоподъезда к с. Семено-Полтавка от автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 4+000 в Краснопартизанском районе Саратовской области и на участке км 4+000 - км 4+400 в Ершовском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги "Горный - Головинщено" на участке км 0+000 - км 28+400 в Краснопартизанском районе Саратовской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 июня 2023 г. N 064/06/45-868/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023