Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Прайм" на действия Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" (далее- Единая комиссия) и Заказчика ГУЗ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823004464 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний",
УСТАНОВИЛА:
23.06.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Прайм" (далее- Заявитель) на действия Единой комиссии и Заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823004464 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что при рассмотрении заявок участников закупки Единой комиссией неправомерно не применено Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102).
Представитель Заявителя, не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0860200000823004464 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний".
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 482 100,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2);
Пунктом 2.2 Постановления Правительства N 102 установлено нижеследующее:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Объектом закупки является поставка наборов базовых для внутривенных вливаний (КТРУ 32.50.50.000-00234, соответствующий коду ОКПД2 32.50.13.190). Объект закупки по наименованию и коду ОКПД2 соответствует позиции 1.1 приложения N 2, утвержденного Постановлением N 102 (Устройства для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов (ПР).
Извещением об осуществлении Аукциона установлено ограничение допуска иностранных промышленных товаров, в соответствии с Постановлением N 102.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании изложенного в пункте 3 Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" установлены следующие требования к содержанию заявок:
Сертификат(ы) о происхождении товара, выдаваемый (ые) уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Акт (ы) экспертизы, выданный (ые) Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, содержащий (ие) информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4
Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом
(организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Сертификат(ы) соответствия или иной (ые) документ (ы) на производство медицинского (ких) изделия (ий), подтверждающий (ие) соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный
Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на
участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 NИЭА1 на участие в Аукционе подано 8 заявок. Все заявки были признаны соответствующими Извещению.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4, 6 содержали предложение о поставке товара иностранного производства.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами 5 (заявка Заявителя) и 7 содержали предложение о поставке товара производства ООО "МПК "Елец";
В составе заявок были приложены:
- РУ от 10.11.2022 N РЗН 2018/7361;
- Сертификат СТ-1 N 2037000451;
- Акт экспертизы N 037-02-01767;
- Сертификат соответствия системы менеджмента качества производства ООО "МПК "Елец" ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" N 2546.
Заявка участника с идентификационным номером 8 содержала предложение о поставке товара производства ООО "Медипласт";
В составе заявки были приложены:
- РУ от 25.05.2021 N РЗН 2021/14395;
- Сертификат СТ-1 N 2168000010;
- Акт экспертизы от 20.09.2022 N 22.168.20.09.318;
- Сертификат соответствия системы менеджмента качества производства ООО "Медипласт" ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015), ИСО 45001-2020 (ISO 45001:2018).
Таким образом, в составе заявки с идентификационным номером 8 не приложен документ на производство медицинского изделия, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с пунктом 2 Постановления N102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, которые одновременно:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Ввиду того, что в данном случае не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 Постановления N 102 (отсутствуют хотя бы 2 заявки участников закупки, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки, а также содержат предложение о поставке товара государства - членов Евразийского экономического союза и (или) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей), то Постановление N 102 не подлежало применению.
В связи с чем, основания для отклонения заявок участников с идентификационными номерами заявок 1, 2, 3, 4, 6, содержащих предложения о поставке иностранного товара отсутствовали.
Таким образом, в действиях Единой комиссии при рассмотрении заявок участников Аукциона и определения победителя Аукциона, нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не применены положения приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПриказN 126н), в результате чего в опубликованном проекте контракта цена не снижена на 15% от предложенной цены Контракта победителю.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка наборов базовых для внутривенных вливаний (КТРУ 32.50.50.000-00234).
Заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), поскольку поставляемый товар включен в перечень, утвержденный указанным Приказом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Как следует из документов, на участие в закупке подано 8 заявок, при этом, все 8 заявок признаны соответствующими извещению о закупке, к поставке предложены как иностранные товары (заявки с номерами: 1, 2, 3, 4, 6), так и товары с указанием российского производства (заявки с номерами: 5,7,8).
По результатам закупки победителем аукциона признано ООО "МП-ГАРАНТ" (заявка с номером 3), заявка которого содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения (Германия).
Таким образом, контракт с победителем аукциона ООО "МП-ГАРАНТ" предложившим в заявке товар иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной обществом.
Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Заказчиком в проекте контракта увеличено количество поставляемого товара до 40 000 единиц, изначально согласно документации, количество поставляемого товара было 30 000 единиц.
В соответствии с протоколом ценовых предложений, ООО "МП-ГАРАНТ" предложил цену товара в 8,37 рублей за 1 единицу товара.
Согласно информации, размещенной в ЕИС Заказчиком 22.06.2023 размещен проект контракта на сумму 334 800 рублей.
Так, Заказчиком направлен победителю проект контракта по цене, не сниженной на 15%.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС приходит к выводу что вышеуказанные действия Заказчика нарушают с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н, а также пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Прайм" на действия Единой комиссии и Заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823004464 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний" в части не применения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ГУЗ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" нарушение пп. "а" п. 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 июня 2023 г. N 064/06/51-889/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023