Резолютивная часть объявлена 27 июня 2023 года Изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
<_> |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<_> |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (далее - ОБУЗ "ОДКБ", заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
<_> |
|
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
<_> |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0744200000223004876 |
|
Объект закупки |
Поставка гастроскопа гибкого |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
3 033 333 руб. 33 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
08.06.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
21.06.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна), идентификационный номер заявки 2 |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
1 (одна), идентификационный номер заявки 1 |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/6740394661, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
По мнению заявителя, Заказчиком описание объекта закупки определено с нарушением требований ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_").
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель уполномоченного учреждения указывает, на несогласие с доводами жалобы, а также что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представители заказчика возражали против доводов жалобы, указали, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу ч.3 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно п. 1 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.23 ФЗ "О контрактной системе..." Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил.
Так, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.
Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Описание объекта закупки определено Заказчиком в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки) и размещено в ЕИС 08.06.2023.
Так, Заказчиком при описании объекта закупки была использована позиция КТРУ 32.50.13.190-00008267 (Гастроскоп гибкий).
Согласно информации официального сайта ЕИС, в позиции КТРУ 32.50.13.190-00008267 установлены характеристики товара обязательные для применения Заказчиками при описании объекта закупки
Как подтверждается материалами дела, заказчиком при описании объекта закупки указаны характеристики, которые предусмотрены КТРУ и дополнительные, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
При этом, учитывая положения п.5 Правил, Заказчику при указании дополнительных характеристик товара необходимо руководствоваться положениями ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." и п.6 Правил.
Так, при описании объекта закупки в обжалуемой закупке заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В то же время, Заказчиком при описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики и информация, а также размещено обоснование необходимости использования таких дополнительных характеристик.
По мнению заявителя, Заказчиком допущена опечатка в графе "Характеристики товара" описания объекта закупки, а именно в значениях показателя Загубника "ширина 20 мм, высота отверстия 18 мм, коробка-дозатор, без латекса, штук".
Заказчик со своей стороны в материалы дела представил письменные пояснения, и инструкцию по применению медицинского изделия, копии регистрационных удостоверений, коммерческие предложения.
Так, Регистрационное удостоверение не содержит в себе информации о характеристиках и значениях показателей загубника.
Инструкция по применению медицинского изделия, также не содержит в себе информации, подтверждающей значения показателей медицинского изделия.
В материалы дела, заказчиком представлена ссылка https://wilson-instruments.ru/products/disposable/bite-block/s-fiksatorom -i-rezinkoy/WSYO-03E, в которой содержится информация о наличии значения показателя "20" в медицинском изделии "загубник".
Коммерческие предложения, представленные заказчиком в материалы дела, не содержат в себе ни характеристик, ни показателей, ни их значений, которые установлены заказчиком в описании объекта закупки к загубнику.
Как подтверждается материалами дела, в направленных Заказчику коммерческих предложениях ООО "АйДи", ООО "ВЕСТ МЕДИКАЛ", ООО "Атриум-Медикал" участники предложили медицинское изделие гастроскоп производителя "Пентакс", в тоже время медицинское изделие "Загубник" предложено другого производителя.
Так, в двух направленных Заказчику коммерческих предложениях от 17.05.2023 ООО "АйДи", ООО "ВЕСТ МЕДИКАЛ", указано наименование медицинского изделия "Загубник GAC-01-03-002" без указания конкретных характеристик и их показателей. В коммерческом предложении ООО "Атриум-Медикал" от 17.05.2023 N17/05-1Д характеристики и модель Загубника указаны не были.
Исходя из открытых источников сети "Интернет" Комиссией установлено, что "Загубник GAC-01-03-002" (производитель Меди-Глоб ГмбХ), с показателем "20 мм" по характеристике "Ширина", определенным Заказчиком в описании объекта закупки, не выпускается.
Производителем Меди-Глоб ГмбХ, согласно открытых данных сети "Интернет" выпускаются и поставляются Загубники следующих значений показателя "W 19 mm x H 18 mm", "W 26 mm x H 18 mm", "W 23 mm x H 20 mm".
Оператором электронной площадки в материалы дела представлены заявки участников закупки электронного аукциона. Участники закупок с идентификационными номерами заявок 1, 2 в составе заявок представили копии регистрационных удостоверений на одно медицинское изделие Инструменты эндоскопические механизированные (РУ NФСЗ 2012/12116 от 05.05.2012) производителя "Меди-Глоб ГмбХ", Германия.
В указанных регистрационных удостоверениях указано только на состав инструментов эндоскопических механизированных, к которым относится "Загубник". Характеристики "Загубника", а также значения показателей в регистрационном удостоверении не содержаться, а указано "Загубник- одноразовый/многоразовый".
При таких обстоятельствах, в совокупности материалами дела подтверждается, что у производителя "Меди-Глоб" отсутствуют такие значения показателя "20" по характеристике "Ширина" для загубника.
Материалами дела подтверждается, что заказчиком при описании объекта закупки установлены следующие требования к товару в виде таблицы:
"
N |
Наименование поставляемого товара |
Характеристики товара |
Показатели товара (при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) |
1 |
Гастроскоп гибкий |
Загубник, одноразовый, ширина 20 мм, высота отверстия 18 мм, коробка-дозатор, без латекса, штук |
Не менее 100 |
|
Щетка чистящая, двусторонняя, |
Не менее 100 |
".
При описания объекта закупки такие позиции, как "20 мм", "18 мм", из графы "Загубник, одноразовый, ширина 20 мм, высота отверстия 18 мм, коробка-дозатор, без латекса, штук" являются значением показателей, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, а не характеристикой товара, необходимой для указания в составе заявки участника закупки.
К характеристикам товара "Загубник" относятся "Ширина, высота", а к значениям их показателей "20 мм, 18 мм", но они не вынесены Заказчиком в отдельный столбец таблицы при описании объекта закупки, что способствует не правильному заполнению заявок, и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения и законодательства РФ.
Материалами дела подтверждается, что по указанным характеристикам описания объекта закупки Заказчиком максимальные и (или) минимальные значения таких показателей установлены не были.
Размещенное в единой информационной системе Заказчиком, уполномоченным учреждением описание объекта закупки не носит объективного характера и ограничивает количество участников электронного аукциона.
Таким образом, значение показателей товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара не могут быть указаны Заказчиком в графе "Характеристики товара", что не соответствует ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчиком при описании объекта закупки установлена характеристика "Комплект принадлежностей" с показателем "Наличие". Вместе с тем описание объекта закупки, в нарушение требований ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", не содержит описания самих принадлежностей, входящих в состав комплекта и их показателей, которые необходимы заказчику.
Заказчик пояснил, что далее в описании объекта закупки раскрывается перечень принадлежностей, входящих в комплект. Вместе с тем из описания объекта закупки извещения не следует что входит в состав комплекта.
Как следует из описания объекта закупки, Заказчиком установлено описание к товарам "Загубник" и "Щетка чистящая" с характеристикой "штук" и показателем "Не менее 100".
Вместе с тем, количество закупаемых товаров функциональной, технической или качественной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар или его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком.
Кроме того, из положений ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." следует, что количество товара императивно определяется Заказчиком и является безусловным условием контракта и в составе заявки не учитывается.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав устные пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, уполномоченным учреждением извещение и, сформировано описание объекта закупки с нарушением требований ч.3 ст.7, ч.ч.1, 2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", довод жалобы нашел подтверждение материалами дела и является обоснованным.
В силу п.3 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Заказчиком, уполномоченным учреждением "Инструкция по заполнению описания предлагаемого участником товара" определена и указана в разделе 3 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе".
Как подтверждается материалами дела, при описании объекта закупки Заказчиком установлена характеристика "" катетера.
Однако, в инструкции по заполнению заявки на участие в закупке отсутствует расшифровка и указание на то, как следует понимать знак "", и как заполнить заявку участнику.
При указанных обстоятельствах Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что требования установлены Заказчиком, уполномоченным учреждением не корректно, Инструкция по заполнению заявки составлена ненадлежащим образом, что не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе_".
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <_> обоснованной.
2. Признать Заказчика - областное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная детская клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченное учреждение - областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" нарушившими требования ч.3 ст.7, ч.ч.1,2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ОБУЗ "Областная детская клиническая больница", уполномоченному учреждению - ОКУ "Центр закупок Курской области" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - <_>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<_><_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30 июня 2023 г. N 046/06/42-366/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023