В связи с поступившей от гр. Первухина М.В. (вх. N 12335/23 от 19.05.2023) информацией, перенаправленной Северо-Западной транспортной прокуратурой, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
Северо-Западное таможенное управление (далее - Заказчика), по доверенности;
в отсутствии представителей:
гр. Первухина М.В. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (извещение N 0172100003023000038).
Адрес проверяемой организации: 191187, Санкт-Петербург, набережная Кутузова, д. 20/литер А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 1 611 247,00 руб.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении аукциона установлены такие характеристики товаров, как:
N п/п |
Наименование в соответствии с КРТУ |
Наименование |
ОКПД2/КТРУ |
Характеристики в соответствии с КТРУ |
1 |
Папка пластиковая |
Папка пластиковая тип 3 |
22.29.25.000-00000010 |
Тип: Папка-уголок Формат: А4 |
2 |
Папка пластиковая |
Папка пластиковая тип 4 |
22.29.25.000-00000008 |
Тип: Папка-скоросшиватель Формат: А4 Ширина корешка, max: Ширина корешка, min: |
3 |
Папка пластиковая |
Папка пластиковая тип 5 |
22.29.25.000-00000006 |
Тип: Папка-планшет Формат: А4 |
4 |
Папка пластиковая |
Папка пластиковая тип 6 |
22.29.25.000-00000009 |
Способ фиксации: резинка Тип: Папка-конверт Формат: А4 |
5 |
Папка пластиковая |
Папка пластиковая с прозрачным верхом |
22.29.25.000-00000008 |
Тип: Папка-скоросшиватель Формат: А4 Ширина корешка, max: Ширина корешка, min: |
6 |
Клейкие закладки пластиковые |
Клейкие закладки пластиковые |
22.29.25.000-00000002 |
Количество листов в упаковке, не менее: 100 штук |
7 |
Файл-вкладыш |
Файл-вкладыш |
22.29.25.000-00000013 |
Вид: матовый Формат: А4 Плотность, мкм: |
8 |
Лоток для бумаги пластиковый |
Лоток для бумаги пластиковый тип 1 |
22.29.25.000-00000016 |
Высота секций: Количество секций: 1 Тип: горизонтальный |
9 |
Лоток для бумаги пластиковый |
Лоток для бумаги пластиковый тип 2 |
22.29.25.000-00000014 |
Количество секций: 1 Тип: вертикальный Ширина секций: |
10 |
Средство корректирующее канцелярское |
Средство корректирующее канцелярское тип 1 |
20.59.59.900-00000001 |
Вид средства: лента Длина ленты: Ширина ленты: 5 миллиметров |
11 |
Средство корректирующее канцелярское |
Средство корректирующее канцелярское тип 2 |
20.59.59.900 - 00000003 |
Вид средства: жидкость Объем: |
12 |
Ножницы канцелярские |
Ножницы канцелярские |
25.71.11.120-00000004 |
Вид лезвия: Прямое Длина, max: Длина, min: Тип лезвия: Остроконечные |
13 |
Клейкая лента |
Клейкая лента узкая |
22.29.21.000-00000001 |
Вид: Канцелярская Длина намотки: Прозрачность: прозрачная Тип: односторонняя Цвет: бесцветный Ширина клейкой ленты: |
14 |
Клейкая лента |
Клейкая лента широкая |
22.29.21.000-00000002 |
Вид: упаковочная Длина намотки: Прозрачность: прозрачная Тип: односторонняя Цвет: бесцветный Ширина клейкой ленты: |
15 |
Блоки для записей |
Блок для записей |
17.23.13.199-00000003 |
В боксе: нет Длина: > 70 и Количество листов в блоке: Количество цветов: 1 Тип: с клейким краем Фигурные: нет Ширина: > 70 и |
16 |
Блоки для записей |
Блок для записей |
17.23.13.199-00000002 |
В боксе: нет Длина: > 80 и Количество листов в блоке: Количество цветов: 1 Тип: без клейкого края Фигурные: нет Ширина: > 80 и |
17 |
Блоки для записей |
Блок для записей |
17.23.13.199-00000003 |
В боксе: нет Длина: Количество листов в блоке: Количество цветов: 1 Тип: с клейким краем Фигурные: нет Ширина: |
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих количество участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении (документах) инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии по осуществлению закупок.
Извещение о проведении закупки содержит следующие положения инструкции по заполнению заявок:
"При описании технических характеристик предлагаемого товара (материалов) участником указываются значения показателей, которые не изменяются, и конкретные (точные) значения показателей, для которых заказчиком установлены минимальные и (или) максимальные значения. В случае, если конкретные показатели товара будут сопровождаться словами "не более", "более", "не менее", "менее", "выше", "ниже", "не ниже", "должен", "должно", "либо", "или", "предпочтительно", "желательно", "от", "до", "не ранее" и др. по смыслу выражениями, а также математическими символами (знаками) ">", "?","<", "?", "||", "?", "?" и др. по смыслу, которые не позволят конкретизировать значения товаров такие заявки участников будут отклонены как несоответствующие установленным требованиям, как содержащие неконкретные значения показателей товара.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог" и т.п.
Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами "не менее", "не ниже", и аналогичными по смыслу словами, а также знаками "" - являются минимальными значениями.
Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами "не более", "не выше" и аналогичными по смыслу словами, а также знаками "?" - являются максимальными значениями.
Значения показателей, в описании объекта закупки, обозначенные диапазоном (например " 60 и < 70") участник должен предложить 1 (одно) значение, входящее в диапазон указанных значений.".
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 NИЭА1 Заказчиком были признаны несоответствующими информации и документам, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 1 части 12 статьи 48 44-ФЗ) заявки под номерами 33, 35, 36. Участниками закупки были указаны конкретные показатели характеристики, согласно инструкции.
Инспекция УФАС констатирует, что в данном случае изложенная форма положения инструкции не позволяет должным образом определить ее применение в случае установления требований к предельным отклонениям с теми или иными словами, знаками или символами.
При указанных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом Инспекция УФАС приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным государственным контрактом.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2023 г. N 11-87/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023